| |
Deutsch

1977 Pontiac Phantom

Pontiac Phantom, 1977 - Here’s Bill with his baby. Don’t know if it was given to him as a parting gift, though.
Pontiac Phantom, 1977 - Here’s Bill with his baby. Don’t know if it was given to him as a parting gift, though.
Pontiac Phantom, 1977
Pontiac Phantom, 1977
Pontiac Phantom, 1977
Pontiac Phantom, 1977
Pontiac Phantom, 1977
Pontiac Phantom, 1977
Pontiac Phantom, 1977
Pontiac Phantom, 1977
Pontiac Phantom, 1977
Pontiac Phantom, 1977
Pontiac Phantom, 1977
Pontiac Phantom, 1977
Pontiac Phantom, 1977
Pontiac Phantom, 1977
Pontiac Phantom, 1977
Pontiac Phantom, 1977
Big, thick bumper bars detract from the slinky shape, but give a clue as to how Mitchell intended to ensure that the operable Phantom would meet the new bumper bar regulations in the USA.
Big, thick bumper bars detract from the slinky shape, but give a clue as to how Mitchell intended to ensure that the operable Phantom would meet the new bumper bar regulations in the USA.
In these photos the car has wire wheels, red pin striping and louvers in the front fenders. Note the dashboard is also displayed
In these photos the car has wire wheels, red pin striping and louvers in the front fenders. Note the dashboard is also displayed
Bilder: GM Media; www.shorey.net; www.deansgarage.com
Bewertung:  22    -7    +29
Идеальный «подарок на прощанье», который оказался слишком хорош для реального мира
The 1977 GM Phantom experimental car was the creation of former GM styling director William L. Mitchell. Unlike most experimental cars that flaunt a new styling idea or introduce a revolutionary concept to the car-buying public, the Phantom was simply a personal expression of its designer. Mitchell started with a Pontiac Grand Prix chassis and moved the seats and controls to the rear, giving the long-hooded car a rakish look. A variety of European influences are found on the 2-seater, including the use of chrome to wrap under the front fenders, wide chrome molding and high fender lines. Note the big conical wheel discs.

www.gmphotostore.com


Mitchell retired from GM in 1977, and left a parting memorial to his love for the long, sleek, nostalgic and racy. He knew it was the (temporary) end of the road for his kind of car: “Realizing that with the energy crisis and other considerations, the glamor car would not be around for long. I wanted to leave a memory at General Motors of the kind of cars I love”.

Paul Niedermeyer — www.curbsideclassic.com


Этот концепт стал очередным детищем Уильяма Митчелла, тогдашнего дизайн-директора General Motors. В отличие от большинства экспериментальных автомобилей, демонстрирующих новые идеи и веяния в мире автоиндустрии, «Фантом» стал выражением персональных предпочтений его дизайнера.

Во-первых, Митчелл обожал моторные отсеки размером с футбольное поле, а потому взял шасси Pontiac Grand Prix и отодвинул сиденья и органы управления далеко назад, в угоду длиннющему капоту. Во-вторых, особую страсть дизайнер питал к моделям 1920-1930-х годов. И вот «Фантом» уже сверкает коническими дисками, характерными для британских классических автомобилей.

От носа до кормы концепта пролегла длинная линия с характерной волной, вызывающая ассоциации с Buick Skylark 1953 года. А еще в двухместном концепте нашлось место для хрома под передними крыльями, сверкавшего еще в 1966 году на Pontiac GTO. Итого получился эдакий суперкар в стиле ретро, напоминающий в профиль огромную сигару.

Митчелл покинул концерн GM в 1977 году. Он прекрасно понимал, что для винтажных суперкаров пришли не лучшие времена: «Энергетический кризис и прочие экономические неурядицы не оставляют шансов дорогим и красивым автомобилям. И я хочу оставить в GM память о тех автомобилях, которые я люблю». Но в GM решили поступить по-своему: хорошенько поглядели на плод творений Митчелла, запомнили на всякий случай его идеи и подарили создателю в качестве выходного подарка, который по сей день находится в личном музее дизайнера.

Максим Кудымов — motor.ru


После топливного кризиса 1973 года американский автопром напоминал бледную тень самого себя: на смену богатым, разнообразным, порой космическим формам пришли малопримечательные, похожие друг на друга «бруски», которые что есть сил хватались за славу выдающихся предшественников. Вице-президенту дизайн-офиса General Motors Биллу Митчеллу «дивный новый мир» тоже не особо нравился, но, к его радости, это была уже чужая головная боль — близилась заслуженная пенсия. И перед тем, как передать свой высокий пост Ирвину Рыбицкому, Митчелл подарил миру автомобиль, в который вложил всё своё наследие…

Сорок два. Сорок два года своей жизни Уильям Митчелл, более известный как Билл Митчелл, посвятил концерну General Motors. Уже с младых лет он рисовал автомобили на каждом листочке бумаги, который попадался ему под руку. А в начале 1930-х устроился иллюстратором в Гоночный Автомобильный Клуб Америки (Automobile Racing Club of America — он же ARCA), который позже превратится в SCCA — Sports Car Club of America, Автоспортивный Клуб Америки. Там-то художника плакатов и брошюр заметит Харли Эрл — «глыба» дизайнерской школы General Motors.

15 декабря 1935 года Митчелл присоединяется к команде художников General Motors, и уже в следующем году (не без помощи Эрла) становится ведущим художником новообразованной дизайн-студии Cadillac. К маю 1954 года протеже Эрла выходит на должность главы дизайн-бюро General Motors, а спустя четыре года, когда Харли Эрл в возрасте 65 лет выходит на пенсию, Митчелл становится вице-президентом дизайнерского направления концерна. Стремительное развитие карьеры, которому можно только позавидовать. Но не безосновательное.

Годы, прошедшие под дизайнерской звездой Митчелла, оказались для General Motors исполненными радикальных, но успешных моделей: знаменитый Corvette Stingray с подъёмными фарами, дерзкий Buick Riviera, провокационный Chevrolet Corvair — ко всем этим автомобилям Митчелл имеет самое непосредственное отношение. И если машины пера Эрла были дородными, изобилующие напускной роскошью, как картины Рубенса, то Уильям Митчелл предпочитал массивность, переплетённую с отточенностью: он брал алмазы эпохи Эрла и отсекал все лишнее, чтобы получить бриллианты. Именно поэтому работы Митчелла кажутся простыми и органичными в целом, но чарующе увлекательными в деталях. Казалось, что такой дизайн будет актуален всегда…

Однако время неумолимо двигалось вперёд — а с ним неумолимо приближалось 65-летие Митчелла. Согласно тогдашнему кодексу General Motors, этот возраст был максимальным для человека с исполнительной должностью. По его достижению можно было либо получить какой-то символический пост, либо с чистой душой уйти на пенсию, чтобы посвятить остаток жизни семье и близким. Именно последний вариант выбрал для себя Митчелл в 1977 году, когда ему стукнуло 65. Но перед тем…

Перед тем, как навсегда закрыть за собой двери General Motors, в 1976 году Митчелл решил построить концепт-кар, который ознаменует собой закат эпохи. «Лебединая песня», «жирная точка» — называйте как хотите. Поскольку проект был личным капризом Митчелла, остальные руководители General Motors о его существовании узнали в самую последнюю очередь — в 70-е такую аферу ещё можно было провернуть.

По большому счёту, лишь один «высокий» человек General Motors знал о намерениях Билла сделать себе «подарок на прощанье» — молодой дизайнер Билл Дэвис, с которым Митчелл на двоих сообразил не один проект. В формате строжайшей секретности парочка решила на время возобновить работу ателье Studio X — мистического коачбилдера GM, который создал Митчелл и который открывал свои двери лишь тогда, когда Митчеллу это было необходимо. Боссы General Motors несколько раз пытались ликвидировать эту несанкционированную контору под своей крышей, но каждый раз безуспешно. Не исключено, что Studio X в том или ином виде жива до сих пор.

Когда все формальности были урегулированы, Митчелл составил техническое задание. Которое, на первый взгляд, казалось просто невозможным: будущий пенсионер хотел, чтобы в концепте нашли своё отражение все модели, к которым он приложил руку. Более того, Митчелл настаивал на том, чтобы у концепта был лёгкий налёт ретро, отсылающий к французским премиальным машинами 1930-х годов — вроде Bugatti, Delahaye и Delage, приодетых в кузова от Saoutchik и Chapron.

Хотя миссия казалась невыполнимой, маленькая группа рабочих с Биллом Дэвисом во главе всё же начала работу — погоню за неуловимым «нечто», которое бы не просто уделало Ford Thunderbird по всем канонам роскоши и комфорта, но и продемонстрировало, что былое величие американского автопрома никуда не делось. На этапе проектировки концепт окрестили Madam X — в честь знаменитой картины Джона Сарджента, на которой изображена Виржини Готро. Ведь и грядущий автомобиль обещал быть столь же загадочным и столь же эпатажным одновременно.

Митчелл постоянно следил за ходом работ в Studio X, но старался не ввязываться в процесс, полностью доверяя таланту и навыкам Билла Дэвиса. Правда, когда дело дошло до полномасштабной модели, Митчелл всё же вставил свои пять копеек: изначально концепт должен был стать нотчбеком, но, по требованию Митчелла, превратился в стремительный фастбэк. Остальные решения не вызвали претензий у виновника торжества.

Несмотря на то, что машина создавалась втайне, полномасштабный макет Studio X решила представить не только Митчеллу, но и всему руководству General Motors. Перед этим макет окрасили в два слоя чёрной краски на основе нитроцеллюлозы (такой же краской в 30-е годы окрашивали Кадиллаки), надели на него спицованные вручную диски (опять же, в стиле той эпохи), а днище и колёсные арки оформили в соблазнительный красный цвет, который выгодно подчёркивал изгибы.

К сожалению, интернет сохранил лишь одну фотографию с презентации Madam X руководству GM и Уильяму Митчеллу. Но, как свидетельствуют текстовые упоминания, для этих целей был арендован просторный выставочный зал, в котором рельефные черные панели драматично подчёркивались профессионально выставленным светом, а гостям предлагались дорогие закуски и напитки, которые разносили дамы, одетые в длинные чёрные платья — такого же фасона, как на картине Сарджента.

Презентация прошла крайне успешно: Митчелл был растроган до глубины души, а сразу несколько брендов General Motors изъявили желание превратить Madam X в серийную модель. Предпочтение было отдано Pontiac: во-первых, общая стилистика машины наиболее органично смотрелась бы именно в рядах «индейского племени», а во-вторых, компания была готова сразу предоставить шасси модели Grand Prix для дальнейших исследований.

Поначалу всё шло неплохо: кузов макета успешно перенесли на лишённое двигателя шасси Grand Prix, а получившуюся комбинацию окрестили Pontiac Phantom. Машине дали рабочую светотехнику, новые диски с олдскульными коническими колпаками, эмблему Pontiac, подобие интерьера… И на этом её история могла трагически оборваться. Ведь чтобы обрести маломальские шансы на серийное воплощение, Phantom должен был пройти кастинг маркетологов и директоров, а также получить одобрение Говарда Керла — вице-президента по стратегическому планированию General Motors. И это та часть истории, где «личное» и «бизнес», к большому сожалению, совпали.

Отношения между Митчеллом и Керлом всегда были достаточно напряжёнными. Митчелл был приверженцем теории, что дизайн не должен быть компромиссным — что потери от «экономии на булавках» приведут к куда большему кризису. Керл же, напротив, считал, что лучше иной раз пренебречь радикальными решениями ради оптимизации бюджетов. Вполне возможно, что когда-нибудь это противостояние экранизируют, а пока что… Пока что несложно догадаться, как Керл отреагировал на предложение наладить серийное производство Pontiac Phantom.

События разворачивались спустя несколько недель после нашумевшей презентации Фантома — той самой, во время которой он ещё именовался Madam X. Pontiac Phantom, наравне с другими прототипами, привезли на испытательный полигон в Милфорде, чтобы показать совету директоров. Оттуда у машин было два пути: первый — прямиком под пресс (и таких автомобилей в истории GM сотни), второй — на доработку в инженерный корпус. А дальше, возможно, на конвейер.

Когда Керл только заприметил приземистый силуэт Фантома, он тут же приказал убрать машину с глаз долой: «Под пресс! Немедленно!». Сложно сказать, был это холодный бизнес-расчёт или порыв долгожданной мести, но Pontiac Phantom моментально загнали в деревянный бокс, в котором прототипы обычно отправляли на свалку. Казалось, что это конец…

Однако авантюрный Митчелл не мог себе позволить, чтобы детище всей его жизни стало жертвой одного сомнительного решения. Поэтому, будучи на то время не последним человеком GM, он организовал тихий побег своего подарка: машину отправили в Флинт, штат Мичиган, где она обосновалась в музее Sloan. И по сей день Phantom проживает именно там.

До сих пор ходят дискуссии о том, каким мог быть серийный вариант Phantom. Говорят, что кузова для серийных машин должны были вручную изготавливаться в Италии, на мощностях Pininfarina. Говорят, что купе должно было получить уникальный двигатель — если не V16, то что-то более экстравагантное, нежели банальный V8. Где правда, а где выдумка — никто никогда не узнает. Да это и ни к чему.

Алексей Олефиренко — motor.ru
Diskutieren
Autor
E-mail
Kommentieren