Fuller Dymaxion (1933)

Fuller Dymaxion (1933)
Fuller Dymaxion (1933)
Fuller Dymaxion (1933)
Fuller Dymaxion (1933)
View of the Bridgeport plant building during the car's development.
View of the Bridgeport plant building during the car's development.
Fuller Dymaxion (1933)
Fuller Dymaxion (1933)
Dymaxion Car Patent Figure
Dymaxion Car Patent Figure
Dymaxion Car Patent Figure
Dymaxion Car Patent Figure
The Dymaxion by Buckminster Fuller
The Dymaxion by Buckminster Fuller
Scale drawings of Car #1
Scale drawings of Car #1
Car #2, complete.  Headlights are recessed in the the body, providing air intake.
Car #2, complete. Headlights are recessed in the the body, providing air intake.
Fuller Dymaxion Car #2 (1934)
Fuller Dymaxion Car #2 (1934)
Fuller Dymaxion Car #2 (1934)
Fuller Dymaxion Car #2 (1934)
Bucky and his car pose with his 26' Fly's Eye dome, 1981
Bucky and his car pose with his 26' Fly's Eye dome, 1981
Fuller Dymaxion Car #3 (1937)
Fuller Dymaxion Car #3 (1937)
Fuller Dymaxion Car #3 (1937)
Fuller Dymaxion Car #3 (1937)
Car #3 at the Chicago World's Fair.
Car #3 at the Chicago World's Fair.
Fuller Dymaxion Car #3 (1937)
Fuller Dymaxion Car #3 (1937)
Fuller Dymaxion Car #3 (1937)
Fuller Dymaxion Car #3 (1937)
Car #3 rediscovered in Brooklyn in 1944.
Car #3 rediscovered in Brooklyn in 1944.
Appears to be Car #3, from a collector of old photographs
Appears to be Car #3, from a collector of old photographs
A futuristic car from 1933 has been remade by architect Norman Foster - Photo: Gregory Gibbons
A futuristic car from 1933 has been remade by architect Norman Foster - Photo: Gregory Gibbons
Fuller Dymaxion #4 - Photo: Gregory Gibbons
Fuller Dymaxion #4 - Photo: Gregory Gibbons
Fuller Dymaxion #4 - Photo: Gregory Gibbons
Fuller Dymaxion #4 - Photo: Gregory Gibbons
Иллюстрации: www.washedashore.com; www.carculture.com
Рейтинг:  10    -1    +11
Dymaxion 4 Door Transport was a teardrop-shaped, 3-wheeled, aluminum bodied auto, designed by Buckminster Fuller in 1933.
Ричард Бакминстер Фуллер в начале 1930-х годов представлял будущее, в котором люди будут жить, где им захочется, включая Антарктиду и Сахару, просто перемещая жилища с места на место. Его фантазии воплощались в смелых проектах, не имевших коммерческих перспектив. Фуллер — автор серии разработок под маркой Dymaxion (от слов "динамика" и "максимум"). Так, Dymaxion-дом представлял собой куполообразную конструкцию, держащуюся на единственной центральной опоре. Такой дом можно было сложить и перевезти в другое место с помощью дирижабля. Фуллер построил два таких дома, но продать купола не получилось, и от идеи их массового производства пришлось отказаться.

В 1933 году Фуллер предложил миру Dymaxion-автомобиль, который в отличие от Dymaxion-дома был довольно практичен. Со стороны эта машина напоминала кабину бомбардировщика, установленную на колеса. Колес было три — два впереди и одно сзади, а функции зеркала заднего вида выполнял перископ. 5,8-метровый каплевидный кузов вмещал 11 (!) человек, автомобиль получился чрезвычайно маневренным и имел радиус поворота, почти равный длине кузова. Модель Фуллера стала настоящей сенсацией Чикагской ярмарки (Century of Progress World`s Fair), но случилось несчастье. На выезде с ее территории Dymaxion попал в аварию и перевернулся. Водитель погиб, а двое экспертов, также находившихся внутри, получили тяжелые увечья.

В результате сенсация обернулась скандалом. На заказы теперь можно было не рассчитывать, а Chrysler, которая успела вступить в переговоры с изобретателем, заморозила сделку. Сообщается также, что Chrysler отказалась от проекта Фуллера под давлением банков, пригрозивших перекрыть компании доступ к кредиту. Якобы банкиры боялись, что Dymaxion подорвет продажи обычных авто и поставит под угрозу ссуды, которые банки выдали автосалонам. Так или иначе, Фуллер сделал только три опытных Dymaxion-автомобиля, и идея транспорта будущего осталась нереализованной.


Значит, жил да был в далёкие 20-30-е годы прошлого века такой вовсе непростой американский человек, которого звали Ричард Бакминстер Фуллер (Richard Buckminster Fuller), а сокращённо называли его Баки (Bucky).

Был он поэт, инженер, изобретатель, архитектор, картограф, моряк, философ и так далее. В 1933 году, прямо в январе, щедрый друг богач по фамилии Биддл (Biddle) даёт Баки несколько тысяч долларов на реализацию идей. В марте того же 33-го Баки арендует заброшенную фабрику, нанимает 27 человек, и понеслось. Так родилось чудо, получившее имя Dymaxion Car. Забегая вперёд, скажем, что же значит это "Dymaxion". Это слово придумал Баки, объединив три других слова: "dynamic", "maximum" и "ion". Вы же помните, что изобретатель бы поэтом? И моряком.

Для Фуллера было вполне логично создать трёхколёсный автомобиль. Трицикл, короче говоря. Передних колёс будет два, решил Фуллер, а сзади хватит и одного. На маркетинг, статистику, покупательские предпочтения и подобное тому Фуллеру было почему-то плевать.

По мнению Баки и его команды, "трёхколёсность" значительно упрощало конструкцию Dymaxion Car, позволяя отправить в "тыл" двигатель Ford V-8, а единственное заднее колесо сделать как бы рулевым. Было задумано, что такой автомобиль будет достигать максимальной скорости 120 миль в час (193 км/час).

Первая Dymaxion Car была продемонстрирована публике 12 июля 1933 года. Всего же таких автомобилей за всю историю было создано, как это ни печально, всего 3 (три) штуки. Первый был – белый верх, чёрный низ. Второй был чёрный, а третий – изумрудный. Но это мы снова забежали вперёд, поскольку 2-го и 3-го пока нет и в помине. Есть только первый с белым кузовом, ничто не предвещало беду, но…

Но 27 октября 1933 года становится для Dymaxion Car "чёрным вторником". Дело было неподалёку от ярмарки в Чикаго (Century of Progress World's Fair in Chicago). В первом автомобиле Баки в этот злосчастный момент находились: известный гонщик Френсис Тёрнер (Francis T. Turner) за рулём и два пассажира – полковник Вильям Френсис Форбс-Семпилл (William Francis Forbes-Sempill) и, прибывший из Парижа Чарльз Долльфусс (Charles Dollfuss).

Выехав с территории ярмарки, автомобиль стал сворачивать в сторону шоссе в аэропорт. Тут-то, практически у главных ворот ярмарки, и произошла автокатастрофа: водитель погиб, а оба пассажира получили очень серьёзные ранения. Газетчики немедленно обвинили в произошедшем Dymaxion Car. Из-за несовершенства конструкции и так далее.

Этот инцидент произвёл на общественность и, конечно, на инвесторов (в том числе потенциальных) неизгладимое негативное впечатление: машина-убийца, чёрт её дери! Это уже совсем потом, когда разобрались, выяснилось, что виновницей ДТП была вовсе не Dymaxion Car. Виноват был другой автомобиль, который с места происшествия скрылся.

На этом история Dymaxion Car и закончилась бы, но группа английских автолюбителей сделала Баки заказ на изготовление второй машины. В январе 1934 года усовершенствованный Dymaxion Car №2 видит свет, но вышеописанное ДТП создало новорожденному такой PR, что автолюбители были вынуждены отказаться от машины. Фуллер с горя продаёт этот автомобиль знакомым бриджпортским механикам.

Спустя годы, машину стали использовать в качестве курятника (!), что, впрочем, и сохранило ей жизнь. Само собой, её нашли и восстановили, за что спасибо энтузиастам из Национального автомобильного музея (National Automobile Museum).

Третью и последнюю машину Баки строил уже исключительно на собственные сбережения. Всё в том же 34-м Баки продаёт №3 семейной паре с фамилией Стоковски (Stokowski), машина неоднократно перепродаётся. Когда в 44-м в Бруклине третья машина попадается на глаза другу Фуллера Арчи Баттсу (Arch Butts), он выкупает ей для Баки, но в 50-х №3 исчезает навсегда.

Кстати, первую Dymaxion Car после аварии восстановили, что не помешало ей в 1943 году сгореть при пожаре в гараже Американского бюро стандартизации (U.S. Bureau of Standards' Washington garage). В итоге, всё, что осталось человечеству от Dymaxion Car – это №2, стоящая в музее, да несколько десятков фотографий.


Designer-genius R. Buckminster Fuller was one of the century's great nutjobs, a walking unorthodoxy who originally conceived of the Dymaxion as a flying automobile, or drivable plane, with jet engines and inflatable wings. It would be one link in his vaguely totalitarian plan for the people to live in mass-produced houses deposited on the landscape by dirigibles. Okayyyy...Deprived of wings, the Dymaxion was a three-wheel, ground-bound zeppelin, with a huge levered A-arm carrying the rear wheel, which swiveled like the tail wheel of an airplane. The first prototype had a wicked death wobble in the rear wheel. The next two Dymaxions were bigger, heavier, and only marginally more drivable. The third car had a stabilizer fin on top, which did nothing to cure the Dymaxion's acute instability in crosswinds. A fatal accident involving the car — cause unknown — doomed its public acceptance. Though unworkable, this three-wheeled suppository was the boldest of a series of futuristic, rear-engined cars of the 1930s, including the Tatra, the Highway Aircraft Corporation's "Fascination" car and, everybody's favorite, the Nazi's KdF-wagen.
По материалам: КИРИЛЛ НОВИКОВ - Журнал «Деньги»; www.membrana.ru; The 50 Worst Cars of All Time - www.time.com
Обсудить автомобиль
Автор
E-mail
Комментарий