|
1991 Audi Avus
Audi Avus and Quattro Spyder Concepts, 1991
Иллюстрации: AUDI AG.
Avus with its W12 (only an dummy) that relates in appearance and name to the legendary world record racer of Auto Union.
Unveiled at the 1991 Tokyo Motor Show, the Audi Avus concept was the the world’s first car with an entirely aluminium bodyshell.
It paved the way for production cars built by Audi with all aluminium space frames like the A8 and the A2.
The Avus concept was designed by Munich-based Advanced Design Studio under the direction of Martin Smith.
Named after a Berlin racetrack, the Avus featured unpainted polished aluminium body that recalled the racing heritage of the "Silver Arrows" Auto Unions of the 1930′s.
According to Chief Designer Martin Smith, the polished aluminium body panels visually demonstrated how aluminum would play a significant role in the automobile construction.
In the Avus Concept the hand-beaten panels were mounted on a light alloy tubular chassis, in a way similar to the "Touring Superleggera" construction system.
The Avus was powered by a 6.0 liters W12 engine with three banks of four cylinders, which delivered 509 hp. The unit was coupled with Audi’s quattro wheel drive system and a six speed gearbox.
Claimed performances were a top speed of 340 km/h (211 mph) and a 0-96 km/h (0-60 mph) acceleration time of 3 seconds.
Actually, at the launch date the W12 unit was still under development, so the prototype had a dummy engine made of painted wood and plastic.
Today the Avus Concept is on display at Audi’s Museum in Ingolstadt, Germany.
В 1991 году концерн Ауди впервые в мире представил на суд общественности автомобиль, у которого и внутренняя структура, и панели обшивки кузова были выполнены из алюминия. Audi Avus начал прокладывать дорогу серийным автомобилям Ауди, полностью построенным из алюминия, таким как Audi A8 и Audi A2.
Концепт Avus был разработан мюнхенской дизайн-студией Ауди под руководством Мартина Смита (Martin Smith). Названный в честь гоночного трека, Audi Avus, созданный из полированного алюминия напоминал знаменитые «Серебряные Стрелы» Auto Union 30-х годов.
По словам Мартина Смита, смысл создания концепта, демонстрирующего полированные панели, состоял в том, чтобы показать насколько существенную роль будет играть алюминий в автомобильном производстве в ближайшие годы.
Audi Avus Concept оснащен 6,0-литровым двигателем W12 мощностью 509 лошадиных сил, шестискоростной коробкой передач и системой полного привода quattro. Кузов автомобиля изготовлен вручную, по технологии практически не отличающейся от «Superleggera», применяемой ателье Туринг еще в начале 30-х годов. Объявленные рабочие характеристики — максимальная скорость 340 км/ч и время разгона до 96 км/ч — 3 секунды.
В разработке Audi Avus и последующих серийных моделей немецкому концерну помогала компания Aluminium Company of America (ALCOA). Применение крылатого металла позволяет снизить массу кузова, по сравнению с эквивалентным по жесткости стальным на 40%, к томуже, алюминий может повторно использоваться после утилизации автомобиля без потери своих свойств.
Серийное производство автомобиля с полностью алюминиевым кузовом началось в 1994 году, когда на смену представительской модели Audi V8 пришел седан А8. В его основе лежит пространственная алюминиевая ферма ASF (Audi Space Frame), а прикрепленные к ней кузовные панели так же являются силовыми и воспринимают нагрузку вместе с основными силовыми элементами кузова.
Историографы «Ауди» свидетельствуют, что при создании перспективной модели «Афус» дизайнеров вдохновляли идеи... 30-х годов. Случай, прямо скажем, не частый. Однако приведенные снимки подтверждают: своей формой «Ауди-Афус» действительно напоминает знаменитый рекордный автомобиль «Ауто-Унион» 1938 года. «Ауди», напомним, была в числе четырех фирм, образовавших этот «Автомобильный союз». А в 50-е годы она вновь появилась на рынке под знаком четырех сплетенных колец.
...Гром с Востока грянул осенью 1989-го: тогда на Токийском салоне одновременно появилось множество прототипов, шоу- и концепт-каров, буквально ошеломивших и дилетантов, и профессионалов своеобразием форм, новизной компоновок, концентрацией сложных технических решений. Европейцам и американцам дали понять: наступил ваш черед учиться и догонять — японцев, разумеется. Фердинанд Пьёх, возглавлявший тогда фирму «Ауди» (ныне он поднялся на высшую должность — президента концерна «Фольксваген-Ауди»), хладнокровно принял вызов. Дела «Ауди» неуклонно шли в гору, а задуманный «супер-ваген» — сверхавтомобиль призван был подчеркнуть, что эти успехи опираются на славные и многолетние традиции.
Так возникла основная идея образа — перекличка эпох, современная трактовка формы рекордной машины довоенных лет. А название «Афус» новому прототипу дали в память о знаменитой берлинской гоночной трассе, где некогда блистали «ауто-унионы».
Форму «Афуса» отличает редкое сочетание простоты, своеобразия и мощи. Запоминающейся, неповторимой делают ее фонарь (остекленная часть кузова), контур которого описан одной плавной дугой, большие колеса в выпуклых крыльях, выступающих над поверхностью кузова, короткие свесы. А декоративная облицовка с фирменной эмблемой на ней — примета родства с серийными «ауди». Любопытно, что основную концепцию формы, ее ключевые элементы дизайнеры нашли сразу: построенный образец очень мало отличается от первого эскиза, сделанного еще в декабре 1989 года — сразу после памятного Токийского салона. Задача стояла, однако, куда более сложная: показать готовый прототип там же, в Токио, всего через два года — осенью 1991-го. Ядро группы составили четверо: Мартин Смит, в ту пору руководивший дизайн-студией «Ауди» в Мюнхене, отвечавший за дизайн экстерьера У. Кэррол Мэйс, специалист по интерьеру Грэм Торп и ответственный за техническое содержание проекта Харри Бехтель (кажется, единственный немец в этой компании!).
В качестве «краеугольных камней» заложили компоновку с центральным расположением двигателя и приводом на четыре управляемых колеса, а также то, что кузов, включая его несущую систему, будет из алюминия. «Крылатый металл» принес немалый выигрыш в массе по сравнению со сталью (который, конечно, могли бы дать и синтетические материалы), но, кроме того, предоставил повод фирме подчеркнуть ее нацеленность на экологические проблемы (алюминиевый кузов долговечнее, более легкая машина экономичнее и т. п.). Несущей системой служит трубчатая рама, обладающая высокой жесткостью на кручение (важное условие хороших ездовых качеств), при массе всего 52 кг. Рама состоит из двух разъединяемых частей, что должно облегчить демонтаж силового агрегата и задней оси. Разумеется, пространственный каркас служит и надежной защитой пассажирам.
К тому же машина оснащена патентованной системой безопасности «Проконтен»: в ней двигатель связан тросами с рулевой колонкой и при сильном фронтальном ударе, смещаясь со своего места, за эти тросы оттягивает колонку от водителя, что предотвращает тяжелые травмы. Предусмотрены и надувные подушки безопасности.
Наружные панели отформованы дедовским способом — бесчисленными ударами молоточков по листам металла, но при этом кузов, отполированный до зеркального блеска (на нем нет лакокрасочного покрытия), оставляет впечатление высочайшего технологического совершенства. Выходит, нет инструмента, способного превзойти человеческие руки!
Панели соединены с рамой винтами, вся «оболочка» весит около 100 кг. Стоит заметить, что ввиду срочности и специфичности заказа «Ауди» прибегло при постройке кузова к услугам небольшой фирмы «Лоренц и Ранкль», где сделали это алюминиевое чудо.
Интерьер также заключает в себе черты «ретро»: форма щитка и «классическое» расположение стрелочных приборов, оформлением напоминающих довоенные; короткий рычаг в кулисе с прорезями — деталь той же эпохи. И вместе с тем — футуристическая конфигурация сидений, панели обивки дверей, позволяющие удобно опереть руку. А красная кожа обивки в сочетании с накладками из полированного дерева под окнами и под кулисой рычага, красными же коврами на полу придают салону необходимую меру комфорта и дорогого уюта, в отличие, скажем, от «Феррари».
Что тут говорить — не автомобиль, а прямо-таки «живая» диссертация на тему «Единство функции и формы» или, к примеру, «Алюминий в автомобиле». Но столь совершенной форме должно, разумеется, соответствовать и содержание — то бишь механические узлы, агрегаты, электронные системы. Наибольшего интереса заслуживает двигатель. Велик был соблазн сделать его 16-цилиндровым — но такой мотор не вписывался в отведенное ему пространство, в то время как «V8» был бы слишком традиционен. Так появилась компоновка с трехрядным — W-образным расположением 12 цилиндров. Блоки и головки цилиндров, а также картер выполнены, разумеется, из алюминиевого сплава; коленчатый вал — стальной, пятиопорный. С каждой из четырех шатунных шеек соединено три шатуна — по одному от поршня из каждого ряда. Два вспомогательных балансирных вала уравновешивают моменты от сил инерции второго порядка, чтобы мотор работал более плавно. В головке цилиндров — по два распределительных вала, управляющих через гидравлические толкатели тремя впускными и двумя выпускными клапанами каждого цилиндра: пять на цилиндр — итого шестьдесят (!) клапанов, о чем уведомляет надпись на декоративной крышке.
По мнению инженеров «Ауди», чей авторитет в моторостроении весьма высок, именно такая конструкция головки обеспечивает оптимальное наполнение и наилучшие мощностные показатели. Пусть ценой усложнения механизма — за ней, как говорится, не постояли.
Что касается трансмиссии, здесь не пришлось изобретать порох — концепция полного привода давным-давно выверена на раллийных и «просто» легковых «ауди-кваттро». Необычен размер колес: их посадочный диаметр 20 дюймов подсказан общей композицией машины. Сделала колеса знаменитая фирма «Спидлайн», а шины — не менее известная, «Гудьир». То и другое, разумеется, специально для «Афуса».
Автомобиль, строившийся в «авральном» порядке, все-таки поспел к сроку: в конце 1991 года его увидели посетители Токийского салона (заметим, на родине «Ауди», во Франкфурте, той осенью показали другой прототип «Кваттро-спайдер», построенный параллельно). Но, как и всякая авральная работа, эта принесла свои курьезы. Например, вопрос об окончательной отделке кузова (окрасить или полировать металл до матового либо зеркального блеска) решали за день до фотосъемки — а ее дата, в свою очередь, стыковалась с датой вылета в Японию... Еще интереснее другое: под алюминиевым капотом с прозрачным фонарем стоял... муляж мотора! Столь сложный агрегат невозможно было спроектировать, построить и довести в такие сроки. Но впечатление, произведенное машиной, во всем остальном вполне настоящей, сделало неуместными вопросы о том, может ли она ездить. Тем более, что правды не скрывали и в возможностях инженеров «Ауди» построить мотор никто не сомневается. И пока «Афус» красуется в лучах прожекторов то в одном, то в другом салоне, мотор для него готовят.
Станет ли красавец прототип серийной машиной, пока неясно. С одной стороны, этому препятствует напряженная ситуация в экономике Германии, когда затевать производство столь дорогого автомобиля весьма рискованно. С другой — трудно поверить, что немалую сумму, потраченную на опытный образец такого уровня, просто спишут по статье неизбежных трат на рекламу. Стоит, как минимум, дождаться известий о пробных выездах «Афуса».
По материалам: www.audistory.24max.de; www.carpedia.ru; «Блеск алюминия и блеск таланта», В. Аркуша – АМС №6, 1993
|
|
|