|
1971 Ferrari 3Z Spider (Zagato)
Ferrari 3Z Spider (Zagato), 1971 - Design Sketch by Giuseppe Mittino
Ferrari 3Z Spider (Zagato), 1971
Ferrari 3Z Spider (Zagato), 1971
Ferrari 3Z Spider (Zagato), 1971
Ferrari 3Z Spider (Zagato), 1971
Ferrari 3Z Spider (Zagato), 1971
Ferrari 3Z Spider (Zagato), 1971
Ferrari 3Z Spider (Zagato), 1971
Ferrari 3Z Spider (Zagato), 1971
Ferrari 3Z Spider (Zagato), 1971
Ferrari 3Z Spider (Zagato), 1971
Ferrari 3Z Spider (Zagato), 1971
Ferrari 3Z Spider (Zagato), 1971
Ferrari 3Z Spider (Zagato), 1971
Ferrari 3Z Spider (Zagato), 1971
Ferrari 3Z Spider (Zagato), 1971
Ferrari 3Z Spider (Zagato), 1971
Ferrari 3Z Spider (Zagato), 1971
Ferrari 3Z Spider (Zagato), 1971
Ferrari 3Z Spider (Zagato), 1971
Ferrari 3Z Spider (Zagato), 1971
Ferrari 3Z Spider (Zagato), 1971
Ferrari 3Z Spider (Zagato), 1971
Ferrari 3Z Spider (Zagato), 1971
Ferrari 3Z Spider (Zagato), 1971
Ferrari 3Z Spider (Zagato), 1971
Ferrari 3Z Spider (Zagato), 1971
Ferrari 3Z Spider (Zagato), 1971
Ferrari 3Z Spider (Zagato), 1971
Ferrari 3Z Spider (Zagato), 1971
Ferrari 3Z Spider (Zagato), 1971
Иллюстрации: Zagato; www.ferraridatabase.com; www.photogaleria.pl; www.classicdriver.com
Ferrari 250 GT SWB 3Z (Zagato), 1971
Presented at the 1971 edition of the Turin Motor Show, like many other Zagato designs this car was born out of an understanding between friends. In the case of the Ferrari 3Z, the friend in question was Luigi Chinetti, the Ferrari representative in America who financed the decidedly angular spider with its almost square-cut nose and tail. It was penned by Giuseppe Mittino, Zagato's chief designer from 1970, and the principle feature of the design was the slotted mobile brow that, like the helmet of an ancient warrior, concealed the headlights. Of this 12-cylinder spider, which also featured a very modern front air intake design, the Gazzetta dello Sport wrote, "stylistically the car responds to the Zagato canon based on functional structures in a simple design free of stylistic excess". Imported to the United States by Luigi Chinetti, the one-off car was sold the very day it was presented and was, moreover, voted "Best Ferrari of America".
Свой взор в сторону Маранелло Zagato вновь обратила в конце 1970 года после 12-летнего перерыва. За эти годы в компании многое успело измениться. Из скромной мастерской она превратилась в промышленное предприятие, способное выпускать до десяти автомобилей ежедневно. После кончины Уго Дзагато в 1968 году фирму возглавили его сыновья Элио и Джанни. Они расширили производственную гамму и сумели еще выше поднять престиж марки, при этом выпуск стал мелкосерийным.
Изменилось и начертание буквы «Z» – фирменного знака. И украшал он уже не только гоночные автомобили, но и дорожные, являясь символом элегантности и стилистического совершенства. Яркий пример – кузов Ferrari 3Z Spyder. Подобно многим другим Ferrari, этот автомобиль стал плодом полного взаимопонимания между старыми друзьями. В данном случае – братьями Дзагато и Луиджи Кинетти. Последний был гонщиком старой, еще довоенной закалки. Он трижды побеждал в Ле-Мане, в том числе в первой послевоенной гонке 1949 года на Ferrari. Тогда Кинетти, номинально выступавший в паре с лордом Селсдоном, провел за рулем почти 23 часа и фактически в одиночку добился победы.
Вскоре после этого Луиджи Кинетти перебрался в США и стал первым зарубежным дилером Ferrari. Позже он организовал гоночную «конюшню» North American Racing Team (NART), использовавшую, в основном, машины из Маранелло. Время от времени Кинетти заказывал у знаменитых итальянских фирм уникальные автомобили для избранных клиентов. В конце 1970 года он попросил Zagato спроектировать оригинальный кузов спайдер на шасси старого Ferrari.
За основу взяли модель 250GT SWB десятилетней давности. С 1959 по 1962 год было выпущено немногим больше 160 экземпляров этой машины. Трехлитровый V12 мощностью 240 л.с. даже в стандартном исполнении разгонял ее почти до 240 км/ч. Специально же подготовленные автомобили заводских гонщиков с предельно облегченными алюминиевыми кузовами располагали форсированными до 280 сил двигателями, что поднимало скоростную планку существенно выше. Многочисленные призовые места и победы в своем классе, завоеванные на 250GT SWB, позволили Ferrari в 1961 году с большим отрывом получить чемпионский титул в категории Гран Туризмо. Автомобиль оказался очень удачным дорожно-гоночным гибридом, его динамика внушает уважение и сегодня, почти полвека спустя. Так что выбор шасси для нового спайдера был далеко не случайным.
Первые эскизы будущего автомобиля набросал Джузеппе Митино из дизайн-центра Zagato, недавно образованного самостоятельного подразделения фирмы. Облик спайдера противоречил округло-мягкому стилю предыдущих кузовов Zagato, созданных для Alfa Romeo или Lancia. Новый Ferrari получил подчеркнуто угловатую, «граненую» форму кузова. Однако в середине кузова читается намек на плавные формы Lancia Fulvia. Некоторые характерные черты унаследованы и от Alfa Romeo Junior Z, в частности – выступающие наружу массивные арки крыльев и акцентированная выштамповка капота.
Одной из наиболее примечательных особенностей этой модели являются фасонные щитки на фарах, напоминающие забрало у шлема средневекового рыцаря. Уместно напомнить, что миланские оружейники столетия назад славились во всей Европе своими великолепными доспехами. Поэтому поворачивающиеся в вертикальной плоскости щитки с рядом параллельных прорезей – не только дизайнерская находка, но и дань местной оружейной традиции.
Несколько горизонтальных щелей огибает и угол переднего крыла, создавая иллюзию фальшрадиаторной решетки. Настоящий же радиатор охлаждается потоком воздуха, проходящего сквозь широкий вырез под линией бампера. Сегодня подобный прием широко используется в дизайне серийных автомобилей, но для того времени это было очень смелое решение.
Луиджи Кинетти лично следил за всеми стадиями разработки проекта и создания кузова своего Ferrari. Время от времени он наведывался в Zagato, обычно за рулем открытого белого Cadillac, и там вел долгие беседы с Элио и Джанни – обсуждались мельчайшие детали будущего автомобиля.
Новую машину выкрасили синим «металликом», во внутренней отделке использовали кожу белого цвета. Роскошный салон резко контрастировал со спартанскими интерьерами, которые Zagato традиционно предлагала в предыдущих моделях.
Автомобиль был закончен летом 1971 года и предстал во всем своем великолепии перед посетителями автосалона в Турине. Творение Zagato получило признание публики и прессы, которая отметила его оригинальность, просторный салон, сравнительно небольшой вес (1290 кг) и превосходную аэродинамику. Gazzetta dello Sport писала: «Первое впечатление, которое дарит этот спортивный спайдер, – оригинальный дизайн и чистота поверхностей. Цель, которую поставили перед собой создатели Ferrari 3Z, – улучшение аэродинамики. Автомобиль воплощает эстетический принцип Zagato, требующий функциональной и простой по дизайну конструкции, лишенной ненужных стилистических экспериментов».
После Турина автомобиль отправили в США, где Луиджи Кинетти выставил его в своем салоне. Ferrari 3Z простоял там меньше суток – на следующий день машину забрали, выложив за нее приличную сумму. Владелец не желает расставаться с уникальным спайдером до сих пор.
По материалам: www.ferraridatabase.com; Чертова дюжина (Владимир Князьков), Журнал "Мотор" 5-2007
|
|
|