1970 Citroen SM

Фары, поворачивающиеся вместе с колёсами – «фишка» Citroën
Фары, поворачивающиеся вместе с колёсами – «фишка» Citroën
Citroën SM, 1970–1975
Citroën SM, 1970–1975
Citroën SM, 1970–1975
Citroën SM, 1970–1975
Citroën SM, 1970–1975
Citroën SM, 1970–1975
Citroën SM, 1970–1975
Citroën SM, 1970–1975
Citroën SM, 1970–1975
Citroën SM, 1970–1975
Citroën SM, 1970–1975
Citroën SM, 1970–1975
Citroën SM, 1970–1975
Citroën SM, 1970–1975
Citroën SM, 1970–1975
Citroën SM, 1970–1975
Citroën SM, 1970–1975
Citroën SM, 1970–1975
Citroën SM, 1970–1975 – Interior
Citroën SM, 1970–1975 – Interior
Не пора ли Citroën сделать римейк этого красавчика?
Не пора ли Citroën сделать римейк этого красавчика?
Citroën SM, 1970–1975
Citroën SM, 1970–1975
Citroën SM, 1970–1975
Citroën SM, 1970–1975
Citroën SM, 1970–1975
Citroën SM, 1970–1975
Citroën SM, 1970–1975
Citroën SM, 1970–1975
Citroën SM, 1970–1975
Citroën SM, 1970–1975
Citroën SM, 1970–1975
Citroën SM, 1970–1975
Citroën SM, 1970–1975
Citroën SM, 1970–1975
Citroën SM, 1970–1975
Citroën SM, 1970–1975
Кресло, достойное французского президента. Несмотря на годы застоя Citroën не разучился покорять женские сердца
Кресло, достойное французского президента. Несмотря на годы застоя Citroën не разучился покорять женские сердца
Citroën SM, 1970–1975
Citroën SM, 1970–1975
Citroën SM, 1973
Citroën SM, 1973
Citroën SM, 1970–1975
Citroën SM, 1970–1975
Citroën SM, 1970–1975
Citroën SM, 1970–1975
Citroën SM, 1970–1975
Citroën SM, 1970–1975
Citroën SM, 1970–1975
Citroën SM, 1970–1975
Citroën SM, 1970–1975
Citroën SM, 1970–1975
Citroën SM, 1970–1975
Citroën SM, 1970–1975
Дебют Citroën SM на женевском автосалоне 1970 г. На заднем плане – Citroën GS
Дебют Citroën SM на женевском автосалоне 1970 г. На заднем плане – Citroën GS
Citroën SM Automatic, 1971 – Noth America
Citroën SM Automatic, 1971 – Noth America
Citroën SM Automatic, 1971
Citroën SM Automatic, 1971
Citroën SM Automatic, 1971
Citroën SM Automatic, 1971
Citroën SM Automatic, 1971
Citroën SM Automatic, 1971
Citroën SM (Serie Maserati), 1972
Citroën SM (Serie Maserati), 1972
Citroën SM (Serie Maserati), 1972
Citroën SM (Serie Maserati), 1972
Citroën SM – Победитель марокканского ралли, оснащённый дисками из углепластика – технологического предшественника карбона
Citroën SM – Победитель марокканского ралли, оснащённый дисками из углепластика – технологического предшественника карбона
Citroën SM – Победитель марокканского ралли
Citroën SM – Победитель марокканского ралли
Кабриолет фирмы Chapron – правительственный заказ
Кабриолет фирмы Chapron – правительственный заказ
Citroën SM великолепен и в открытом варианте
Citroën SM великолепен и в открытом варианте
Седан SM лишён изящества купе
Седан SM лишён изящества купе
Citroën SM – Interior – Овальные приборы - характерная деталь интерьера
Citroën SM – Interior – Овальные приборы - характерная деталь интерьера
Иллюстрации: CITROEN; www.carculture.com
Рейтинг:  97    -10    +107
#35 — The 100 most beautiful cars (The Daily Telegraph)

1970–1975

«Автомобиль 1971 года» — Motor Trend
Citroën flair meets Maserati V6 in a bid to prove that front-wheel drive and copious power (up to 180bhp) were not mutually exclusive.
The Daily Telegraph


Citroen, став акционером Maserati в 1969 году, получил доступ к техническому потенциалу знаменитой итальянской фирмы. Это позволило французам осуществить мечту, которая не давала им покоя после окончания Второй мировой войны — помериться силами с немецкими и британскими производителями роскошных автомобилей. Специально для перспективной супермодели Пятой республики (проект носил условные названия Special Maserati и Serie Maserati — SM) инженеры из Модены под руководством Джулио Альфиери создали 2.7-литровый 170-сильный двигатель V6, более мощная версия которого впоследствии применялась на среднемоторном Maserati Merak (1972—1983).

Разработку кузова осуществили дизайнеры Робер Опрон, имевший опыт проектирования летательных аппаратов, и Жан Жире. Авиационная практика мсье Опрона привела к отличному результату — коэффициент Cd составил всего 0.33. Кузов каплевидной формы заметно сужается в направлении багажника, так что колея задних колёс на 200 мм меньше передних. Примечательно, что продувка в аэродинамической трубе не сыграла решающей роли в достижении эталонного показателя и была осуществлена после завершения разработки кузова. Большую роль сыграл передок с прозрачным обтекателем, под которым располагаются шесть фар.

Две из них установлены неподвижно, а четыре поворачиваются вслед за передними колесами и поддерживают оптимальный уровень светового пучка с учётом колебаний кузова. Однако за превосходную аэродинамику пришлось расплатиться тесным задним сиденьем и ограниченным объёмом багажного отделения, что, впрочем, для автомобилей класса Gran Turismo не имеет решающего значения. Пластичный стиль купе нарушается немного перегруженной, как у американских моделей, задней частью кузова с хромированным обрамлением. Здесь французы проявили прагматизм. Имидж Citroen в Соединённых Штатах начал слабеть, так что эстетические предпочтения американцев вошли в список приоритетов.

Премьера Citroen SM состоялась в марте 1970-го на автосалоне в Женеве, а на европейском рынке он появился осенью того же года. Восторженные отзывы прессы мгновенно сделали его предметом национальной гордости, но солидная цена — 40 тысяч франков оказалась непреодолимым барьером для среднего француза, которому оставалось лишь любоваться красочными рекламными буклетами. Отделка салона из натуральной кожи, электрические стеклоподъёмники, обогреватель заднего стекла, кондиционер и первоклассная аудиосистема — для своего времени всё это было большим шиком.

Citroen SM, базирующийся на укороченной платформе Citroen DS, поразил современников гидропневматической подвеской и рулевым управлением с прогрессивным усилителем, учитывавшим скорость движения. По плавности хода переднеприводный SM стал эталоном — он безупречно проходил повороты, а при маневрировании на малой скорости во время парковки или перестроения в городских условиях «баранку» можно крутить буквально одним пальцем.

Хотя SM не создавался с прицелом на спортивные достижения, ему удалось победить в экстремальных условиях марокканского ралли 1972 года. Первое нововведение появилось в конце 1971-го — на заказ устанавливались углепластиковые колёсные диски с пятью рельефными лучами. Весил такой диск чуть более 4.5 кг, тогда как стандартный тянул почти на 23.

В июле 1972-го три карбюратора уступили место системе впрыска Bosch, что привело к увеличению мощности до 178 л. с. и положительно отразилось на топливной экономичности. Наряду с 5-ступенчатой механической трансмиссией Citroen SM стал оснащаться 3-скоростным «автоматом» Borg-Warner, который сочетался со 180-сильным мотором увеличенного рабочего объёма (2965 куб. см). Эта модификация предназначалась преимущественно для рынка Соединённых Штатов. Американцы, проявившие интерес к послевоенным французским легковым автомобилям после появления Citroen DS, были очарованы моделью SM, которую они прозвали «галльской ракетой» (максимальная скорость 230 км/час), и охарактеризовали как «триумф дизайна и инженерной мысли».

Наиболее щедрым на эпитеты оказалось калифорнийское издание Motor Trend, присвоившее Citroen SM титул «Автомобиль 1971 года». Экспертам авторитетного журнала особенно импонировал немного грубоватый, преимущественно на холостом ходу, звук алюминиевого 6-цилиндрового короткоходного двигателя (итальянцы знают толк в настройке моторов!) Вот уж воистину — о вкусах не спорят. В то время как в Европе Citroen покорил автомобилистов бесшумностью, в Новом Свете его оценили за рокот, доносившийся из-под огромного капота.

Едва французы, что называется, сунули нос в ранее недоступный для них сектор мирового авторынка, как грянул энергетический кризис с беспрецедентным ростом цен на горючее и ограничением максимальной скорости. Кроме того, компания допустила серьёзный просчёт — не предложила модель с расположенными справа органами управления, что не позволило SM получить «прописку» в Великобритании. Впрочем, английская фирма Middleton Motors в инициативном порядке всё-таки выпустила несколько экземпляров SM с «правым» рулём.

В октябре 1973-го Citroen прекратил деятельность на рынке США, но окончательный приговор экстравагантной «галльской ракете» вынесло руководство компании Peugeot, под контроль которого Citroen перешёл в декабре 1974 года. Нового патрона привлёк отлично продававшийся Citroen GS, а также «с иголочки» новенький Citroen CX, поэтому в условиях усиливающегося кризиса авангардный SM попал в разряд непозволительной роскоши. В 1975-м Peugeot свернул производство модели SM и расстался с пакетом акций Maserati.

За пять лет было выпущено 12920 автомобилей, в том числе несколько седанов и кабриолетов, построенных специализированными фирмами. На базе Citroen SM фирма Chapron сделала два 4-дверных представительских кабриолета для Елисейского дворца. Примечательно, что Peugeot, поспешившая расстаться с моделью SM, до сих пор не в состоянии создать автомобиль премиум-класса, способный конкурировать с моделями BMW, Mercedes-Benz, Jaguar и др. В этом деле Citroen пока не многим лучше, но его последние концептуальные разработки и серийные модели вселяют надежду на возрождение прославленной марки.

«Галльская ракета», Юрий Иванов
Автомобили марки Citroen
1919 Citroen Type A, 1932 Citroen Tipo 6C Coupe Cabriolet Regina d’Italia (Touring), 1934 Citroen Traction Avant, 1949 Citroen 2CV, 1955 Citroen 2CV (Allemano), 1955 Citroen DS, 1956 Citroen C-10 Coccinelle, 1960 Citroen C-60, 1961 Citroen Ami 6, 1970 Citroen SM, 1972 Citroen Camargue (Bertone), 1973 Citroen Buggy GS (Heuliez), 1974 Citroen CX, 1980 Citroen Karin (Coggiola), 1981 Citroen Xenia (Coggiola), 1982 Citroen BX (Bertone), 1984 Citroen Eco 2000, 1986 Citroen Aventure (Sbarro), 1986 Citroen BX Dyana (Heuliez), 1986 Citroen Eole, 1986 Citroen Xanthia, 1986 Citroen Zabrus (Bertone), 1988 Citroen Activa, 1990 Citroen Activa II, 1990 Citroen Scarabee D'Or (Heuliez), 1992 Citroen Citela (Heuliez), 1994 Citroen Xanae (Heuliez), 1996 Citroen Berlingo Bulle (Heuliez), 1996 Citroen Berlingo Coupe de Plage (Bertone), 1996 Citroen Berlingo Grand Large, 1998 Citroen C3 Air, 1998 Citroen C-3 Concept, 1998 Citroen Calao (Sbarro), 1999 Citroen C6 Lignage, 1999 Citroen Pluriel, 2000 Citroen Osmose, 2001 Citroen C-Crosser, 2001 Citroen Osee (Pininfarina), 2002 Citroen C-Airdream, 2003 Citroen Bourlingueur (Sbarro), 2003 Citroen C2 Sport, 2003 Citroen C-Airlounge, 2004 Citroen C4 Sport, 2005 Citroen C-Airplay, 2005 Citroen C-SportLounge, 2006 Citroen C-Buggy, 2006 Citroen C-Metisse (Stola), 2007 Citroen C5 Airscape, 2007 Citroen C-Cactus, 2007 Citroen Cruise Crosser (Sbarro), 2008 Citroen GT, 2008 Citroen Hypnos, 2009 Citroen DS Inside, 2009 Citroen REVOLTe, 2010 Citroen DS High Rider, 2010 Citroen GQ, 2010 Citroen Lacoste, 2010 Citroen Metropolis, 2010 Citroen Survolt, 2011 Citroen Tubik, 2012 Citroen Numero 9, 2013 Citroen Cactus, 2013 Citroen DS Wild Rubis, 2013 Citroen Technospace, 2014 Citroen C1 Swiss & Me, 2014 Citroen C1 Urban Ride, 2014 Citroen C4 Cactus Adventure, 2014 Citroen C4 Cactus Airflow 2L, 2014 Citroen C-XR, 2014 Citroen Divine DS, 2014 Citroen DS 3 Ines de La Fressange Paris, 2014 Citroen DS 5LS R, 2015 Citroen Aircross, 2015 Citroen Cactus M, 2016 Citroen CXperience, 2017 Citroen C-Aircross, 2019 Citroen 19_19, 2019 Citroen Ami One, 2022 Citroen Oli, 2024 Citroen C5 Aircross
Обсудить автомобиль
Автор
E-mail
Комментарий