|
1967 Dodge Deora
1967 Dodge Deora - First showing, Cobo Hall
1967 Dodge Deora - Opening sequence
Dodge Deora, 1967 - Interior
Dodge Deora, 1967 - Interior
Dodge Deora, 1967 - Interior
Dodge Deora, 1967 - Interior
Dodge Deora, 1967 - Interior
Иллюстрации: Chrysler; www.chicagoautoshow.com; RM Auctions; www.motortrend.com
Based on the Dodge A-100 pick-up truck, the radical Deora customized truck was fabricated in metal by the Alexander Bros. of Detroit. The windshield would rise up like a tailgate on a wagon, permitting the lower front section short of the headlights to swing open. At the same time the entire steering gear swung to one side to allow the driver to enter or exit. Engine instruments were located on a panel to the left of the driver with the important tachometer and speedometer being housed on a center console. Though the slant six cylinder engine powered the Deora, Dodge said that a 318 V-8 could be fitted.
www.chicagoautoshow.com
In 1964, Chrysler commissioned Mike and Larry Alexander to customize their new economy pickup, the Dodge A-100. Based on automotive designer Harry Bentley Bradley’s illustration, the Alexander brothers created a low, cab-forward design with a front-opening cab.
After a naming contest it was called the Deora®. The winning entry was from a 13-year-old boy, and is a technically incorrect version of the Spanish word for “golden.”
The 1968 Hot Wheels® Deora® became a huge hit and an automotive legend.
www.petersen.org
Для создания эффектных шоу-каров автопроизводители часто обращаются к независимым кузовным ателье. Особенно популярной эта практика была в прошлом веке. И не потому, что сторонние кузовщики берут меньше денег за работу — просто их видение дизайна получается по-настоящему незамыленным. В 1960-е годы на эту дорожку встали боссы корпорации Chrysler, которые доверили создание концепт-кара сторонней мастерской. Результатом стал автомобиль, который знают все фанаты игрушечных машинок Hot Wheels — Dodge Deora или, как его изначально назвали, XTAB.
Если последние лет тридцать дела у Chrysler идут с переменным успехом, то полвека назад про концерн можно было сказать, что он «цветет и пахнет»: автогигант регулярно приобретал доли в европейских компаниях, планировал мировую экспансию… Денег хватало на все. В том числе и на концепт-кары разного калибра.
Вообще яркие автомобили (и концепт-кары, естественно, тоже) в те годы американцам были нужны как воздух — страна впуталась во Вьетнамскую войну, и многие ощущали острую необходимость в чем-то ярком. В чем-то, что не связано с милитаризмом и от чего веет счастливым будущим. Когда в 1964 году, практически одновременно с инцидентом в Тонкинском заливе маркетологи Dodge Trucks обратились к Майку и Ларри Александерам, владевшим мастерской Alexander Brothers, с большим заказом. Задание было простым и сложным одновременно — построить шоу-кар, который можно было бы представить на выставке высшего уровня, вроде Detroit Autorama.
Выбор в пользу подобных «исполнителей» кажется странным лишь на первый взгляд — возможно, вам эта фамилия ничего не говорит, но к середине 1960-х братья Александер успели построить немало хот-родов, прогремевших на всю Америку. Качество исполнения было высочайшим. Наверное, именно поэтому мастерская братьев Александер существует по сей день, хотя хот-родами занимается крайне редко.
В качестве агрегатной базы для концепт-кара мастерская Alexander Brothers получила новехонький Dodge A100 Pickup 1965 модельного года. Поскольку создавать с нуля дизайн концепта у братьев не было ни желания, ни возможности, они пошли проверенным путем и обратились за помощью к Гарри Бентли Брэдли — молодому дизайнеру, который рисовал машины для Hot Wheels, General Motors и, собственно, Alexander Brothers. Внешность большинства хот-родов AB принадлежала его перу.
Брэдли довольно быстро нарисовал стремительный, футуристичный пикап, главными особенностями которого были грузовой отсек, «вытекающий» из кабины, а также фронтальный полуколпак двери, открывающийся наверх. Во второй половине 1965 года начались подготовительные работы — макетирование кабины, сварка трубчатого каркаса, переработка рамы в соответствии с дизайном.
При «лепке» концепт-кара создатели столкнулись с двумя проблемами. Во-первых, двигатель и коробка передач находились в раме прямо на месте будущей кабины, поэтому их пришлось сместить назад почти на 40 сантиметров, При этом шестицилиндровый мотор объемом 2,8 литра в ходе доработок был форсирован со 145 сил до примерно 165, а стандартная коробка передач уступила место трехступенчатой «механике» Hurst, изготовленной на заказ.
Второй проблемой стала общая фронтальная дверь, которой так гордился Брэдли. В своем изначальном виде она оказалась слишком тяжелой и неудобной (чтобы комфортно покинуть автомобиль, ее надо было открывать вверх на огромный угол), поэтому братья Александер разделили ее пополам: верхняя секция по-прежнему поднималась наверх, а нижняя вращалась вокруг своей оси, как двери-карусели в государственных учреждениях и торговых центрах. Гарри Брэдли такой вариант не очень понравился, но он понимал, что это единственное разумное и достаточно футуристичное решение.
Другие детали концепт-кара собирали с миру по нитке: ветровым стеклом стало заднее стекло универсала Ford Country Station Wagon, заднее стекло взяли от седана Ford Galaxie; хромированные окантовки выхлопных труб, вынесенные на бока, были созданы из рамок фонарей оригинального «Мустанга», а штурвал управления был высечен из обычного руля Oldsmobile Toronado. Довершала картину специальная золотистая краска.
Уже на этапе проектирования было подписано соглашение о том, что концепт будет выпускаться в качестве игрушки Hot Wheels. Но вряд ли кто-то из ребят хвастался бы перед друзьями заявлением «Мне мама и папа купили XTAB» — а именно так в ходе разработки называлась машина (eXperimental Truck Alexander Brothers). Пришлось думать над альтернативным названием… но не создателям, а детям: компания AMT, имеющая непосредственное отношение к Hot Wheels, организовала конкурс среди ребят на лучшее имя для машины. Победителем стал 13-летний мальчик, предложивший имя Deora — несколько романтизированный вариант испанского Dorado («золото»).
Финальная версия пикапа, готовая в начале 1966-го, понравилась руководству Chrysler настолько, что Deora гордо была представлена на Detroit Autorama 1967-го года среди других концептов компании, а годом позже суперпикап увековечили в модельках Hot Wheels. После выставки 1967 года полностью работоспособный автомобиль был продан Элу Девису — известному тренеру по американскому футболу.
В конце ХХ века Deora снова появилась в новостях — сын Девиса обнаружил автомобиль в гараже в удручающем состоянии. Узнав об этом, Гарри Брэдли тут же связался с Девисом-младшим и предложил отреставрировать автомобиль, который он считал одним из своих лучших творений.
Отреставрированный концепт-кар был представлен в 2002 году на юбилейной 50-й Detroit Autorama — автомобиль стал частью экспозиции гаража Alexander Brothers. Ключевые элементы автомобиля были сохранены, кроме двигателя — его место занял стандартный мотор Dodge объемом 2,8 литра и мощностью около 100 лошадиных сил.
В последней раз Deora была в заголовках новостей в 2009 году — тогда машину продали на аукционе в Калифорнии за 324 500 долларов. Наверняка покупателем стал страстный фанат Hot Wheels.
motor.ru
|
|
|