Верх красоты
Разделы:
Вехи
| Шедевры Автомобилестроения
Как известно, абсолютной красоты не бывает, критерии ее оценки сильно разнятся, в том числе, в зависимости от истории с географией. И автомобили здесь – не исключение.
Можно до бесконечности составлять всевозможные «топы» и рейтинги самых красивых автомобилей мира, но будут ли они объективны? К примеру, в США признают такими, как правило, свои, американские автомобили. А французы гордятся довоенными Bugatti и считают непревзойденной «лягушачью» красоту Citroen DS 19, навязав автомобильному сообществу прозвище своего национального шедевра – Богиня.
И все же каноны автомобильной красоты существуют, как существуют каноны красоты вообще. На мой, к примеру, взгляд, автомобиль стал по-настоящему красив тогда, когда приобрел подобие женских форм. Взять хоть классических представителей Gran Turismo с их девичьей талией. Особенно преуспели в таком воплощении женской привлекательности великие итальянские автодизайнеры.
На заре свой истории автомобильный дизайн навевал скуку. После изобретения первого автомобиля, в начале ХХ века, конструкторы никак не могли уйти от стандартных кузовов с большими крыльями и массивной хромированной решеткой радиатора. Спортивные машины того времени и вовсе напоминали сосиску на колесах, и, таким образом, глаз эстета тоже не радовали. Первые яркие звезды на небосклоне автодизайна стали зажигаться в 30-е годы. Одна из них – Mercedes Benz 500K с 5-литровым 8-цилиндровым мотором. Общий тираж – 342 экземляра, в том числе всего лишь 33 кабриолета.
По обе стороны океана автомобили стали получать более лаконичные линии кузова, за счет удлинения капотной части облик машин становился привлекательнее. Во многом этому способствовало разделение труда между автозаводами и кузовными ателье, во множестве появившимися в Европе и США. В одной только Италии кузовных мастерских, называемых carrozzerie, в конце 30-х годов насчитывалось более сорока. В результате еще до войны многие автомобильные марки обрели лицо и характерный шарм.
В период второй мировой было не до красоты. Прийти в себя европейскому автопрому удалось лишь в начале 50-х. Именно в это время произошла революция в автомобильном дизайне, за которой последовала эпоха возрождения автомобильного искусства.
Предвестником новой автомобильной эры следует считать Mercedes серии 300, прежде всего – купе 300SL, известное всему миру под именем Gullwing (крыло чайки). Германия еще бедовала после войны, а на заводе в Штутгарте в 1952 году создали не просто новую модель, а целый модельный ряд. И хотя Gullwing проектировался для дорог общего пользования, это, конечно, гоночный автомобиль. Отсюда и общий тираж – 1400 экземпляров за три года производства. В облике 300SL читается немецкая классика – тут и хромированные бамперы с клыками, и характерные линии багажника, и скудная площадь остекления, но в то же время имеются признаки грядущих перемен. Крылья практически сливаются с капотом, фары интегрированы в кузов, решетка радиатора обрела новый рисунок… Крупная трехлучевая звезда – она на долгие годы поселилась на радиаторных решетках двухдверных «Мерседесов». Mercedes 300SL с его открывающимися вверх дверями по праву попал в автомобильные хрестоматии как один из самых красивых автомобилей ХХ века. Но это была еще не революция, Gullwing скорее стал связующим звеном между прошлым и будущим автомобильного дизайна.
Не стояла на месте и BMW. Из-под пера Альбрехта Графа Герца вышел прекрасный легкий спортивный автомобиль – BMW 507. Оригинальная облицовка радиатора, изысканные формы кузова – баварцы произвели этакий утонченный Gullwing. «Жабры» на крыльях только усиливают эффект дежа вю. Что это – новый немецкий стиль, или попытка «перенимания опыта»? Несмотря на всю свою красоту, 507-я не имела значительного коммерческого успеха. Да и создавалась эта машина больше для участия в кольцевых гонках и ралли, нежели для гаражей обывателей. С 1956 по 1959 год было выпущено всего 252 экземпляра. Однако и сегодня BMW 507, по общему признанию (по крайней мере европейскому), является одной из самых ярких и красивых моделей прошлого столетия.
Годы спустя еще один немецкий автомобиль попадет в пантеон славы. Красив? Несомненно. Резв? Очень! Оригинален? Конечно, ведь это Porsche! В 1963 году на Франкфуртском автосалоне была представлена новинка – Porsche 901. Нам эта машина известна под индексом 911, потому как право использовать в названии трехзначные числа с нулем посередине ранее застолбила фирма Peugeot – немцам пришлось на ходу менять индекс модели. Нетленный образ самого популярного из Porsche набросал старший сын Ферри Порше – Александр. Позже Эрвин Коменда, шеф-дизайнер компании, на основе этих эскизов создал легендарный 911-й, до сих пор сходящий с конвейера почти в неизменном виде. Простые линии, очень лаконичный дизайн, удачная компоновка обеспечили этому автомобилю бессмертие.
Прорыв в будущее совершил Citroen DS19. Это произошло в октябре 1955 года на Парижском салоне. Автором автомобиля был Фламинио Бертони, итальянец, не имеющий никакого отношения к итальянскому кузовному ателье Bertone. Он жил во Франции, работал в кузовной фирме Sical, а позже перешел в Citroen. Бертони фактически провозгласил эру итальянского господства в автодизайне. Заслуживала ли DS19 прозвища Богиня (от французского deesse), была ли подобна прекрасной Афродите? Каплевидный однообъемный кузов, отсутствие решетки радиатора, крупные панели кузова с простой геометрией и широкие зазоры между ними, закрытые задние колесные арки, безрамное остекление, круглые фары, придающие облику легкомысленность… Эта машина далека от идеалов красоты, где-то даже выглядит нескладной, и ее феноменальный успех был обеспечен вовсе не привлекательностью форм. DS19 стала символом новой мирной эпохи в послевоенной Европе, своего рода декларацией нового образа жизни.
В 50-е годы центр автомобильной моды переместился в Италию. Благодаря Энцо Феррари, который давал подработать на своих шасси многим кузовным ателье, имя себе сделали такие фирмы, как Alfredo Vignale, Touring, Ghia, Boano, Scaglietti, Pinin Farina. Отсюда такая пестрота в модельной гамме под маркой Ferrari. Это было время становления тенденций автодизайна, время экспериментов и ярких находок. Но главный мировой шедевр в этой области родился в другой итальянской мастерской, и немного позже. Почвой для его появления стало ущемленное самолюбие деревенского парня по имени Феруччио Ламборгини. Владелец завода по производству обогревателей, тракторов и сенокосилок вернул купленную культовую Ferrari 250 GT производителю, высказав претензии по качеству самому Энцо Феррари, королю Gran Turismo. Мол, не умеете вы, дружище Энцо, хорошие спортивные машины делать! Возмущенный таким нахальством, Kомендаторе выставил выскочку-нувориша за дверь, посоветовав следить за качеством своих тракторов и не совать свой деревенский нос в элитарную сферу спортивных супермашин. Обиженный миллионер Феруччио Ламборгини решил дать ответ…
Между тем, нельзя сказать, что он не имел никакого отношения к спортивным автомобилям. После основания тракторной фирмы, когда у него завелись денежки, Ламборгини участвовал в гонках, в том числе в знаменитой Mille Miglia. Гоночными машинами Феруччио были модели Fiat с переделанными собственноручно двигателями. К тому же он имел инженерное образование и мечтал создать свой автомобиль Gran Turismo. Позже Энцо Феррари признавался, что проморгал конкурента. А конкурент рос, как на дрожжах, причем иногда за счет самого Феррари. К примеру, тракторный король приютил трех прекрасных инженеров, сбежавших от Kомендаторе. Так началась история самых красивых машин ХХ века. Первый блин на сковороде Ламборгини, как водится, вышел комом. Новинку Lamborghini 350GT в 1963 году публика приняла прохладно, годовые продажи исчислялись жалкими десятками, да и машина была сыровата, хотя работали над кузовом концепта 350GT в ателье Bertone, а серийный образец доводили до ума в Carrozzeria Touring.
Феруччио Ламборгини поставил перед дизайнерами простую, как ему казалось, задачу – кузов его первой машины должен был напоминать Jaguar E-type спереди, Aston Martin DB4 сзади, а в профиль смахивать на Corvette Stingray. Но, как известно, настоящий успех приходит, когда дело начинается с чистого листа. По большому счету, из цехов Ламборгини в общей сложности вышли два истинных шедевра, хотя и прочие образцы безусловно были хороши. Первый – Lamborghini Miura. Машина имела второй порядковый номер в модельном ряду Lamborghini, и до сих пор занимает первую позицию в списке лучших суперкаров ушедшего века. Миллионер-деревенщина проявил чудеса интуиции, когда выбирал кузовное ателье взамен разорившегося Carrozzeria Touring. Ламборгини предложил сотрудничество Нуччио Бертоне, соблазняя его горой лир.
Франко Скальоне, шеф-дизайнер Bertone, на отсутствие работы в то время не жаловался. Одно из его детищ – Alfa Romeo 33.2 Stradale. Машина имела кузов менее метра высотой, и была выпущена всего в 18 экземплярах как дорожный вариант спорткара Type-33.2. Эта жемчужина модельного ряда Alfa Romeo считается одним из самых красивых творений Bertone (По нашим данным автомобили строились в Carrozzeria Marazzi. ред. CarStyling.ru). Пусть и не сразу, Бертоне принял предложение Феруччио Ламборгини и поручил разработку новой Lamborghini молодому и малоизвестному в те годы дизайнеру Джоржетто Джуджаро. Он-то и придумал основные черты облика этого автомобиля. Закончить работу над Miura Джоржетто так и не удалось, он перешел работать в ателье Ghia, не поместившись со своим талантом под тесным крылом Бертоне. Чуть позже Джуджаро основал дизайн-ателье Italdesign, и первой ласточкой его фирмы стала красавица Maserati Bora.
Рубленый прямолинейный стиль станет со временем фирменным почерком Джуджаро. Из-под руки великого дизайнера выйдет множество серийных бестселлеров, в том числе VW Golf 1974 модельного года, проторивший дорогу малолитражкам 80-х. А работу над машиной, названной в честь свирепых андалузских быков, выведенных специально для корриды, заканчивал Марчелло Гандини, 25-летний помощник Джоржетто Джуджаро. Прекрасная Miura родилась в 1966 году. Ростом невелика – всего 1050 мм. Элегантные линии, словно морские волны или волосы женщины на ветру, совершенство форм и свирепый характер. В этой машине получилось все… или почти все.
На высоких скоростях она задирала нос, норовя выполнить кульбит, но многочисленных желающих овладеть дикой «миурой» это не смущало. Очередь на модель расписывалась на год вперед, что позволило продать за шесть лет 763 экземпляра – прекрасный результат для автомобиля класса GT. Выпустив Miura, Ламборгини утер-таки нос гордым автостроителям из Модены. Другой бы на его месте расслабился, потешив самолюбие, но не таков был Феруччио Ламборгини. После ряда относительно непримечательных моделей, в 1971 году публике была представлена совместная работа Lamborghini и Bertone - Lamborghini Countach LP500, 1971
Countach – это игра слов, что-то вроде восторженного «вот это да!» на пьемонтском диалекте. И снова фурор, и снова штампы автомобильного проектирования разрушены выскочкой-провинциалом. Маэстро принимает поздравления, но, увы, проблемы основного тракторного бизнеса вынуждают его продать производство суперкаров двум швейцарцам. На этом история Lamborghini не закончилась. И сегодня под этой маркой производятся одни из лучших автомобилей класса GT, с подачи очередного хозяина – Audi AG. Но таких машин, как Miura и Countach, уже никогда не будет, не считая, конечно, единичных римейков.
А тогда, в 1973 году, спустя два года после презентации в Женеве, легендарный Lamborghini Countach пошел в серию.
В 1978 году автомобиль был прилично доработан. В его названии появилась литера S, что означало увеличенную мощность двигателя, наличие раздутых колесных арок и аэродинамической приправы в виде спойлеров и антикрыла. Низкий (всего 1100 мм) и широкий болид безусловно заслуживает места среди красивейших автомобилей.
Итальянцы прославились и в Британии. Наиболее впечатляющий продукт англо-итальянского сотрудничества – легендарный Aston Martin DB4 Zagato. Кузовное ателье Zagato с 30-х годов ударно трудилось для Alfa Romeo, Ferrari, Fiat, Lancia, Maserati, а в 1961 году владелец компании Aston Martin Дэвид Браун заказал итальянскому ателье концепт на тему модели DB4. Эрколе Спада, в те годы главный дизайнер Zagato, сделал из чопорного купе настоящий спорткар. Формы кузова стали более обтекаемыми, исчез небольшой багажник, имевшийся на исходной машине. Арки колес сильно распухли, а решетка радиатора утонула в фирменной «акульей пасти» Aston Martin. Неизменным остался только цвет кузова – Raising Green. Англичанам так понравилась эта модель, что они без промедления занесли ее в список лучших (конечно же, британских) автомобилей ХХ века. Кстати, пару лет назад Aston Martin и Zagato решили тряхнуть стариной – построить суперкар на базе Aston Martin DB7 Vantage. То ли еще будет! Хотя пока, увы, ничего особенного.
Второй автомобиль, с которым англичане носятся, как с писаной торбой, – Jaguar XKE, широкой публике известный под именем Jaguar E-Type. Гордиться есть чем: модель однозначно красива, имеет классические черты переднемоторного купе и не обременена лишним хромом. Этот впоследствии культовый автомобиль дебютировал в 1961 году и продержался на конвейере аж 14 лет. Столь крупный для спортивной машины успех отчасти объясняется относительно невысокой ценой – £2000, в два-три раза ниже, чем у Ferrari в то время. При этом по ходовым качествам и максимальной скорости (240 км/ч) Jaguar E-Type не уступал «итальянкам». Зеленый красавец не раз выигрывал гонки в Европе и США, так что красота его подкреплена спортивной славой (не говоря уже о долгой серийной жизни).
А что же в США? Что есть автомобильная красота по-американски? Американский автодизайн несколько обособлен от всемирной моды. Рынок США всегда с энтузиазмом поглощал европейские суперкары, и все же бал за океаном правит чисто американский вкус, не слишком утонченный. Жители Северной Америки настроены патриотично, а потому не могут быть объективными в оценке пришлого искусства. Конечно, нетрудно найти с десяток довольно красивых американских автомобилей, но поставить их рядом с той же Lamborghini Miura, честное слово, рука не поднимается.
Пожалуй, единственный автомобиль, которому может найтись место в нашем списке, – Chevrolet Corvette C3 Sting Ray, который выпускался с сентября 1967 по октябрь 1982 года. Тираж С3 составил 542 861 экземпляр, из них 70 586 родстеров – сногсшибательные цифры для европейских производителей машин подобного класса! Американцы не раз признавали, что дизайн Corvette балансирует между двух школ – американской и европейской, все-таки удовлетворяя вкусам среднего американца. Продажи в начале производства были очень скромными, проект был даже на грани закрытия – руководство GM и не предполагало, что спустя годы марка Chevrolet у многих будет ассоциироваться именно с Corvette.
Chevrolet Corvette C3 Sting Ray – действительно красивый, по-настоящему культовый американский автомобиль. И все же что-то итальянское есть в его облике, или мне только кажется, что формами Sting Ray напоминает стройную барышню?
По материалам: Евгений Бутт
Журнал "Мотор" 4-2007