Разделы: Вехи | Шедевры Автомобилестроения

В начале этой глобальной акции комиссия из пяти самых компетентных автомобильных специалистов мира составила список из двухсот наиболее значительных, по их мнению, автомобилей XX века. Затем другое жюри — 126 журналистов, пишущих на автомобильные темы и представляющих 32 страны, — сократило перечень кандидатов вдвое. К началу 1999 года список претендентов на победу уменьшился до двадцати семи машин, а к концу их осталось только пять. 19 декабря в Лас-Вегасе при окончательном голосовании был выбран «автомобиль века».

Кстати, все три года в Интернете существовал сайт «The Car of the Century», на котором любой желающий мог проголосовать за своего кандидата. Голоса рядовых «избирателей» учитывались так же, как и мнения экспертов.

Так какой же автомобиль стал символом XX века? Это знаменитый «Tin Lizzie» («жестянка Лиззи») — Ford Model T, шедевр массового производства первой четверти столетия, автомобиль, посадивший не только Америку, но и многие другие страны на дешевые четыре колеса.

Форд заложил основы массового производства автомобиля, и когда многие другие производители тех времен собирали по нескольку тысяч машин в год, Model T штамповался миллионными тиражами. Только представьте: в 1921 г. 56,6% мирового автопроизводства приходилось именно на эту, одну-единственную модель империи Ford. А в общей сложности с 1908 по 1927 гг. было построено 15007033 «жестянки Лиззи». Этот рекорд был побит только в 1972 году фольксвагеновским «Жуком».

Одна из основных причин сумасшедшей популярности Ford T — постоянная борьба производителя за снижение себестоимости автомобиля. Если изначально самый простенький Ford T стоил $850, то к 1923 году минимальная цена снизилась до $260! При том, что почти все прочие фирмы двигались в направлении взвинчивания цен.

Ничего не скажешь, Ford Model T заслуженно получил от жюри конкурса 742 очка и титул «Автомобиль века». Сам же Генри Форд I удостоен звания «Лучший предприниматель автомобильной промышленности XX века». Идея «автомобиля для всех», блестяще материализованная Фордом в Model T, занимала и другие умы, однако только старик Генри, кроме самой машины, подготовил целый класс ее потребителей. В годы становления и развития фордовской империи средний американский рабочий получал в конце недели пять долларов заработной платы. Форд платил столько же в день, стимулируя тем самым формирование среднего класса, ставшего основным потребителем автомобилей компании.

Второе место в конкурсе (617 очков) получила многочисленная семейка английских Mini. Достойный выбор. Рожденная во время Суэцкого кризиса компактная машина с весьма приличным для ее размеров салоном, который получили благодаря уложенному поперек мотору, приводящему передние колеса, произвела настоящую революцию в автомобилестроении. Принцип конструирования крохотных машин, внедренный Алеком Иссигонисом в проект Mini, стал каноническим. Автомобиль держится на конвейере более 40 лет, став своеобразной живой иконой, одним из символов новой истории Великобритании — наряду с The Beatles, The Rolling Stones и принцессой Дианой.

Третий по значимости автомобиль XX века — Citroen DS (567 очков). Потрясение, которое пережила публика в день дебюта этой машины в 1955 году, лучше всего отразил журналист, написавший, что с «появлением Citroen DS все остальные автомобили разом устарели минимум на 10 лет».

Вот особые приметы DS: аэрокосмические обтекаемые формы, пластиковая крыша и, конечно же, ставшая с тех пор визитной карточкой французской фирмы гидропневматическая подвеска, позволяющая легко изменять дорожный просвет автомобиля и обеспечивающая непревзойденную плавность движения.

Кроме того, на Citroen DS гидравлика занималась усилением рулевого управления и тормозов, она же заменяла механические тяги в механизме переключения передач, выжимала автоматическое сцепление. Венчал передовую конструкцию привод на передние колеса.

Citroen DS прожил на конвейере 20 лет, и его уход удивительным образом совпал с потерей компанией Citroen независимости.

Созданный гением Фердинанда Порше Volkswagen Kafer — cамый народный из «народных автомобилей» — оказался лишь на четвертом месте (521 очко). И это модель, которая в послевоенные годы уже в масштабах всего мира завершила начатую Ford T «тотальную» автомобилизацию! Впервые показанный еще в 30-х годах, «Жук» до сих пор выпускается для нетребовательного мексиканского рынка. Видно, нетребовательность и примелькавшаяся внешность и сыграли с «Жуком» злую шутку. Многие относятся к этой машине как к самой обыкновенной вещи. Тем не менее голоса настоящих ценителей «Жука», людей, понимающих всю важность данной модели в истории автомобиля, принесли ей четвертое место в конкурсе.

Пятым же стал Porsche 911 (303 очка). Вневременной дизайн и огромный потенциал для усовершенствования обеспечили 911-му целых 35 лет безоблачного конвейерного существования. А сейчас его наследник успешно продолжает завоевание рынка под тем же индексом 911.

С лауреатами-автомобилями мы разобрались. Теперь очередь за людьми. К сожалению, 100 лет — слишком большой срок. Многочисленные сенсации и имена прошлых лет давно уже стерлись в людской памяти, став достоянием архивов.

Сейчас у всех на слуху (и на виду) победы Фердинанда Пиеха, главы Volkswagen Group. Он и стал «лучшим управляющим автомобильной промышленности XX века».

А какой из дизайнеров больше других вертится на публике, рекламируя себя и свою компанию? Джорджетто Джуджаро — глава ателье Italdesign. Он выбран «лучшим автомобильным дизайнером» уходящего столетия.

Беда прочих, некогда знаменитейших людей, по сути, в том, что они работали слишком давно, и деяния их либо забыты широкой публикой, либо же их имена просто-напросто потерялись за вывесками автомобильных компаний. Назовите-ка навскидку хотя бы двух-трех ведущих инженеров автомобильной промышленности. Кроме Фердинанда Порше, на ум — так сразу — никто и не приходит. Ему, кстати, жюри «The Car of Century» присвоило звание «лучшего конструктора столетия».

Что следует из сказанного? Мы были свидетелями грандиозного шоу. Своеобразного тотализатора автомобильной истории, который принес одним ожидаемые, а другим неожиданные результаты. Как и должно быть в любой азартной игре.
По материалам: Отдел Информации
Журнал "5 Колесо:", № 119 февраль, 2003
Тотализатор века