Разделы: Вехи

В 30-е годы бесшумность автомобилей Bentley ставилась рекламой на первое место: «Silent car!» Но «тишайшими» эти машины стали не вдруг, а лишь после того, как компания Bentley перешла в собственность Rolls-Royce. Прежде славных победителей гонок в Ле Мане злые языки нередко именовали «тракторами с компрессором».

«Молчаливость» автомобилей Bentley, как результат слияния в 1931 г. с Rolls-Royce, была только началом преобразований. Главным стал имидж одного из самых дорогих, качественных и престижных авто в мире. Нужно отметить, что о своем превосходстве не кричали не только моторы и трансмиссии, без шума демонстрировал свое достоинство и неповторимый британский стиль. Правда, за те 68 лет, что Rolls-Royce исполнял ведущую партию в их дуэте, он успел низвести стиль Bentley до единственной оригинальной детали – облицовки радиатора.

Сегодня, когда Bentley вновь сменил хозяина и вошел в империю Volkswagen, великий бренд получил шанс изменить имидж родственника «второй очереди». Например, сделать шаг на сближение с народом. Слава Богу, этого не произошло, и, взявшись в самом конце ХХ века за новое купе GT и седан Flying Spur, конструкторы даже отказались от использования платформы «народного автомобиля класса люкс» – Volkswagen Phaeton (в дело пошли лишь отдельные модули). Поначалу практика дизайна в стиле ретро или ремейка казалась всем маловероятной. «Настоящие Bentley остались там, в 30-х... Прошлая слава слишком далека, и реинкарнировать ее нельзя», – говорили скептики. Но это как посмотреть. Например, всего полвека назад, в начале 50-х годов, была выпущена модель Continental R, которую многие называли великой, соглашаясь, что это был истинный носитель гена Bentley. Стиль того автомобиля был столь успешен, что дал жизнь еще трем поколениям спортивных купе: Continental S, S2 и S3, выпускавшихся в общей сложности до 1965 г.

Эта модель в исполнении кузовного ателье H.J.Mulliner и стала вдохновительницей нового облика купе. За его создание взялся бельгийский дизайнер Дирк Ван Брейкель (Dirk van Braecel), перешедший в Крю в 1999 г. из отделения Skoda. До этого он работал на Audi и успел сделать кабриолет A80 и Concept А8. Начинать ему на Bentley пришлось поначалу хотя и одному, но как будет видно, далеко не с чистого листа. Вскоре с той же Skoda Брейкель взял себе помощника – бразильского дизайнера Пауля Пиреса (Paul Pires) (это его эскизы), который блистательно разрисовал концепцию экстерьера сразу двух автомобилей. Интерьер же создал англичанин – Робин Пейдж (Robin Page). Любопытно, что по признанию Брейкеля, в душе он противник ретро, но бренд Bentley настолько историчен и легендарен, что волей-неволей пришлось на прошлое оглянуться и ему. Из концепции следовало, что облик нового купе должен выражать мощь и силу, которым подвластны высочайшие скорости и любые серпантины, подъемы и спуски дорог. Стиль прежнего Continental R отрабатывал схожие достоинства мощным рельефом лаконичной пластики и выразительным силуэтом двухобъемного кузова fastback. Еще коротким передним свесом, пониженной высотой облицовки радиатора и огромным задним крылом, которое от этого становилось чуть ли не центром композиции всей боковины. Этот образ и решено было сохранить. Нужно признать, что в 1952 г. стиль Continental R, выполненный главным дизайнером Rolls-Royce Джорджем Блэтчли не стал мировым откровением. Sedanet на шасси Cadillac, Chevrolet Fleetline, Pontiac Streamliner или Oldsmobile Futuramic демонстрировали схожие рисунок и архитектуру кузова. Внесло свою лепту и итальянское ателье Pininfarina, построившее в 1951 г. на шасси Rolls-Royce аналогичный по форме и деталям прототип Silver Dawn. Так или иначе, но окончательный прототип Bentley нарекли романтическим именем Olga (от заводского индекса OLG 490), показали в 51-м публике, откатали на французском треке Монтлери (200 км/ч – легко!) и запустили в производство.

Скорость – главная составляющая образа и современного Continental GT. Поэтому дизайн колес, форма крыльев и силуэт стали первостепенными объектами внимания стилистов Ван Брейкеля. Рождение стиля прошло через 14 этапов, включая математические модели поверхности, и заняло четыре года. Сразу же было решено, что двухдверное купе будет иметь также и четырехдверную версию – седан Flying Spur. Одновременность разработки купе и седана привели к естественной схожести двух моделей, которые имеют аналогичные передние крылья и капоты, светотехнику и некоторые мелкие детали. Это свойство дизайна явно бы позлило Криса Бэнгла, истового борца против «сосисок разной длины» в автодизайне. Но Bentley простил бы и он, ведь Bentley не только машина, это легенда, а в легендах не сомневаются. Панель приборов, как у истинно британского автомобиля, симметрична – так в прошлом было легче перенести место водителя налево при поставках на континент (несмотря на то, что новый Bentley – по-прежнему товар ручной работы, это правило касается и его – традиция!). Как обычно в Bentley, внутри царит тишина, и машина, как говорят, молчалива на любой скорости. Стиль так же не многословен и по-прежнему подходит к визитам и в клуб, и в банк. Ведь сюда принято приезжать именно на Bentley, и здесь не принято разговаривать громко...
По материалам: НИКИТА РОЗАНОВ
Журнал "АВТОМОБИЛИ" 12-2005