Разделы: Досье | Патрик Ле Кеман | Renault

Пару лет назад один весьма авторитетный американский дизайнер доверительно сказал мне: «Когда мир поймет, что Патрик над ним смеялся, будет поздно...» Вежливо улыбнувшись, я запомнил эту фразу и с тех пор использовал ее как некий отрезвляющий фильтр, через который пропускал все новинки от Патрика Ле Кемана (Patrick le Quement) — главного дизайнера фирмы Renault.

На рубеже двух веков компания Renault открыла ультрасовременный комплекс нового технического центра, в котором будут создаваться не только концепты и новые серийные модели, воплощающие самые дерзкие идеи дизайнеров в технологии, но и внедряться новые методы и принципы работы на основе последних достижений человечества. Это крупнейший центр автомобильного дизайна в Европе, который призван создавать новейшие технологии проектирования автомобилей завтрашнего дня. Его структура функциональна и подчинена философии революционного мышления XXI века. Для этого здесь предусмотрено, наверное, все. И работе, и отдыху весьма способствует архитектура: свет и воздух огромного пространства органично интегрируются с природой парижского пригорода. Важно, что при строительстве комплекса была сохранена большая часть леса и окружающего ландшафта. Например, большие деревья прекрасно чувствуют себя внутри здания, а специальные накопители позволяют использовать для функционирования инфраструктуры дождевую воду. Проект уже начал приносить первые зримые плоды.

Действительно, контраст между дизайном прежним, маловыразительным, и новым, футуристическим, мог вызвать недоумение любого, кто видел концепции и прототипы Renault второй половины 90-х годов. Этот дизайнерский натиск если и не смахивал на авантюру, то уж коммерчески сомнительным являлся точно. Но дальше — больше! Уже серийные Vel Satis и Avantime просто шокировали необычной архитектурой кузовов и дерзкими линиями рисунка. Однако стоило отставить эмоции в сторону, как картина прояснялась. Воздвигнув в 1998 году в парижском пригороде Гьянкур ультрасовременный Technocentre, фирма Renault вступила в новый этап своей истории, и инвестированные в стройку 840 миллионов евро нужно было отработать, причем как можно быстрее. Так Патрик Ле Кеман получил карт-бланш...

Рисковал ли главный дизайнер Renault? Несомненно. Тем более, что Ле Кеман задумал создать в новом Техноцентре (о чем он не раз говорил) не просто автомобиль, а автомобиль — символ Франции. Это было очень смелое заявление, ибо с того времени, как у Citroen не стало моделей, сравнимых по дизайну с DS21, Франция потеряла и символ национального автомобиля, и место лидера в области автомобильного дизайна. Задача Техноцентра — реализовать тактику поэтапного ренессанса Renault. Первый шаг в этом направлении Ле Кеман сделал, запустив в середине 90-х настоящий конвейер по производству футуристичных концептов. В результате появились Twingo, Scenic и новый Espace. Затем дизайнер поставил перед собой задачу еще больше подкрепить и подтвердить самобытность бренда. Созданные им Argos, Initial и Vel Satis, поделили современную историю Renault на «до и после» появления этих новинок. Однако все прекрасно понимали, что рафинированный Vel Satis не изменит существующего положения в целом, и для полного прорыва в будущее нужна революция в массовом секторе. Эту роль мог выполнить только Megane. Но эпатажный стиль, который, собственно, и отличал Ле Кемана, в данном случае нуждался в корректировке под вкусы массового потребителя. Проще говоря, чтобы автомобиль не переступил опасную черту оправданного риска, стиль необходимо было приземлить, оставив черты уже возрожденного Renault, к которым потребитель стал привыкать, или, точнее будет сказать, с которыми начал смиряться.

С прежним новый автомобиль связывает лишь общее имя — Megane. Архитектура же совершенно оригинальна, с характерным для почерка Ле Кемана силуэтом задней части кузова. Облик Megane был создан всего за 12 месяцев (еще 17 заняла подготовка к производству), но если внимательно посмотреть на самые первые эскизы, то станет ясно, что двух мнений о том, как он будет выглядеть, не существовало. Так, сразу были заложены хорошие пропорции и форма задней части кузова. Правда, на одном эскизе видно, что попытка сделать окончание крыши «как у всех» все же имела место, но эту идею сочли недостойной и разрабатывать не стали. Более того, именно несколько эпатирующий характер задней стойки стал визитной карточкой нового автомобиля и признаком, по которому отличаются трех- и пятидверная модификации кузова, которые благодаря этому воспринимаются почти как два разных автомобиля. Также с первых эскизов было ясно, что автомобиль задумывался с явной спортивной ноткой в характере и, соответственно, предназначался, в первую очередь, для молодежи. Спортивный дух проявляется в динамичном силуэте, «мускулистых» арках колес и закамуфлированной средней стойке. Спереди дизайн явно перекликается с «родственниками» Clio и Laguna и узнаваем, сбоку напоминает флагманский Vel Satis, а сзади демонстрирует облик автомобилей Renault ближайшего будущего. Внутри царит отработанная на концептуальном Talisman идеология «touch-design» — «дизайн-прикосновение», которая основана на ощущениях, возникающих у человека, дотрагивающегося до различных фактур (по материалу и форме) поверхности. Это ноу-хау Патрика Ле Кемана, и можно ожидать, что новая философия дизайна внутреннего пространства автомобиля будет развиваться и впредь.

Сегодня еще рано говорить об успехе этого неординарного и запоминающегося автомобиля. Хотя толпа, бурлившая вокруг Megane II на салоне в Париже, а также титул «Автомобиль 2003 года» свидетельствуют о том, что весьма специфический взгляд на современный автомобильный дизайн с Патриком Ле Кеманом разделяют многие. Ну а я при разговоре об одном из самых ярких дизайнеров современности по-прежнему вспоминаю фразу, с которой начал статью...
По материалам: Н. Розанов
Журнал «АВТОМОБИЛИ», 2-2003
TECHNOCENTRE