Разделы: Досье | Гордон Миллер Бьюриг | Duesenberg

Автору этой идеи, американскому автомобильному дизайнеру Гордону Миллеру Бьюригу, сегодня исполнилось бы сто лет. Самой идее, благодаря которой он получил всемирную известность как автор одного из лучших автомобилей всех времен, – семьдесят.

Все началось в 1924 г., когда юного Бьюрига с треском выгнали из политехнического института Брэдли, поскольку предметами он не интересовался, а лишь рисовал во всех тетрадках автомобили. Он не расстроился и даже наоборот, казалось, что это происшествие лишь придало сил его и без того невиданному энтузиазму. За пять лет он перебрал множество мест работы, занимаясь и деревянными каркасами на Gotfredson Body Co. или просто рисуя кузова для Jewett и Peerless. В 1928 г. он попал под набор только-только созданной Харли Эрлом первой в мире студии промышленного дизайна – Art&Color Section. Однако через год двадцатипятилетний Бьюриг уходит, чтобы стать главным дизайнером именитого Duesenberg.

Формально «главным» он не был, ибо был единственным. Но на деле все обстояло именно так. Он решал все. Гордона и взяли, чтобы создать новую стратегию стиля. До его прихода внешность автомобилей Duesenberg складывалась так: любой человек из руководства или инженерного состава как мог набрасывал на листке бумаги боковой силуэт кузова. В лучшем случае это был чертеж в масштабе 1:16, который передавался кузовщикам фирм Murphy, LeBaron – их было множество. Получив эскиз и «живое» шасси с крыльями колес, подножками, облицовкой радиатора, капотом и фарами, кузовщики принимались за строительство. Естественно, что каждая фирма оставляла свой «автограф» – пару тройку характерных черт и деталей, по которым узнавался фирменный почерк именно этого кузовного ателье. Дальше – больше. Нередко кузов, изготовленный для Duesenberg, повторялся и устанавливался на шасси, например, Lincoln, вводя заказчика стильного «дюзи» в недоумение, поскольку шасси от Ford априори стоило в два раза дешевле шасси Duesenberg. Так теряли клиентов, и продолжаться дальше это не могло.

И Бьюрига взяли для борьбы с этой порочной традицией. От него требовалось создавать лишь уникальные и неповторимые кузова, по которым бы в первую очередь узнавался Duesenberg, а не кузовное ателье LeBaron. Это были три года царствования художественного гения Бьюрига, который перерисовал половину всех выпущенных в те годы Duesenberg моделей J и SJ. В результате он просто устал. Устал от «ловли» нюансов, которые балансировали на изящной грани, которая отличает истинное искусство от вычурного китча, но иначе он просто не мог... Он даже разработал технологию эскизирования с привлечением фотографии, которая избавляла от монотонного рисования одинаковых колес и шасси, и в помощь ему взяли инженера и стилиста. Но Бьюриг возвратился к Эрлу. Возвратился вовремя. В это время великий стратег стиля делал все, чтобы первым нащупать будущее. Для этого он объявил конкурс в своей студии. По отзывам современников победил Бьюриг, по официальным результатам его предложение заняло последнее место. Так родилась его идея, ставшая затем идеей фикс: идея новой архитектуры автомобиля без традиционно выступающей и главенствующей в композиции вертикали облицовки радиатора и даже без видимых глазу фар! Автомобиль без «лица»? Этого не может быть и не будет никогда, – нервничал Эрл. Через пять лет, когда Бьюриг уже воплотит свою идею в Cord 810, Эрл косвенно признает, что погорячился и создаст идеологически схожую архитектуру концепта Buick Y-Job, в котором предскажет мировой послевоенный стиль.

Гордон Миллер Бьюриг владел ключом к будущему гораздо раньше. В мае 1934 г. он запатентовал свою идею. Через год она была воплощена в металле фирмой Cord и была еще раз запатентована. Любопытно, что когда Бьюрига впервые спросили, в чем его идея проявилась наиболее ярко, он сослался на банальное пристрастие к... чистоте. Ведь никому не нравится протирать и мыть двигатель, большая часть грязи на который попадала, по мнению Гордона, через гигантский радиатор. Больше этого он никогда не повторял, а развивал мысль о целостности формы и перетекания поверхностей. Конечно! Иначе откуда взялась бы горизонтальная решетка радиатора, превращающаяся в боковые лувры и чистая боковина без акцентированной накладным молдингом подоконной линии, лючок топливной горловины, наконец? Все это было сделано впервые в мире, и появление серийного автомобиля стало шоком. В салоны дилеров на Cord 810 ходили смотреть семьями, как в цирк или кино. Но покупали автомобиль вяло, капот называли «крышкой гроба» и не верили, что выдвижные фары будут безотказны. В результате перед войной Cord был вынужден распродать оставшиеся нереализованными кузова и детали – так появились клонированные «уродцы»: Graham Hollywood и Hupmobile Skylark. В 1951 г. нью-йоркский музей современного искусства назвал восьмерку автомобилей всех времен и народов. В результате в выставочном зале рядом с Cisitalia 202 от Pininfarina навечно застыл и Cord 810 от Гордона Миллера Бьюрига. Он успокоился и больше подобных идей не выдвигал. В 1956 г. создал помпезный Lincoln Mark II, в 65-м вышел на пенсию и рассказывал студентам о красивых автомобилях, написал книгу и в 1990 г. умер...
По материалам: НИКИТА РОЗАНОВ
Журнал «АВТОМОБИЛИ», 10-2005
Gordon Miller Buehrig
ИДЕЯ ФИКС. БЬЮРИГ ГОРДОН МИЛЛЕР. 1905–1990 ГГ.