Для двенадцати и старше
В одном из своих недавних интервью вице-президент DaimlerChrysler Тревор Крид (Trevor Creed) заявил, что новые концепты Chrysler, показанные в 2002 году, спроектированы для поколения, которому сегодня от 12 до 22 лет. А для кого создают концепты остальные члены «Большой тройки»?
Исходя из того, что в США водительское удостоверение выдается с восемнадцати лет, следует, что прогноз на дизайн и моду мистер Крид сделал на 6 лет вперед. Однако в этом нет ничего необычного, ведь во всем мире массовая автомобильная продукция создается примерно в эти же сроки. Быстрее — за редчайшим исключением. Шестилетняя методика, по которой работают американские дизайнеры, оригинальна, но вовсе не является ноу-хау, и ее уже начали использовать некоторые европейские производители. Так, от одного до трех лет уходит на выработку концепции (этот этап абсолютно секретен) и постройку образца, который затем пышно и ярко представляют на салоне в Детройте, Нью-Йорке или Чикаго. Затем — «разбор полетов»: изучение реакции публики, дилеров, конкурентов и прессы. В результате дизайн, как правило, «приземлится»: скорректируется агрессия линий, исчезнут лихая стеклянная крыша и заумная кинематика открывания дверей, а «космическая» оптика уступит место более традиционной. Затем еще один показ, принятие решения о производстве и, наконец, еще через два-три года — начало продаж. В результате новый дизайн уже не «взрыв бомбы», а цепь рабочих этапов, среди которых и постепенное «приручение» потребителя, и формирование образа «автомобильной мечты» — основного побудителя хороших продаж.
Любопытно, что так американцы действуют уже около 50 лет — со времен придумавшего эту схему великого дизайн-менеджера Харли Эрла (Harley Earl). С тех пор изменились лишь средства, и в руках дизайнеров сегодня даже не просто компьютер, а совершенный инструмент, который теоретически позволяет обходиться без эскизов, масштабных моделей, а главное, без многодельного «финиша»: постройки полномасштабного макета — эталона поверхности и главного объекта для отработки технологической оснастки производства. В принципе, сегодня все это может заменить выстроенная математическая модель поверхности в виде множества цифр, занесенных в память компьютера. Пик эйфории от подобных новаций миновал пару лет назад, когда даже прекрасный рисовальщик Джуджаро (Giugiaro) попробовал свои силы в чисто виртуальном дизайне. Получилось, скажем прямо, не очень. Поэтому в процесс создания новых форм вновь вернулся человек с карандашом в руке. Более того, вице-президент GMC по дизайну Уэйн Черри (Wayne Cherry) недавно признал, что многие концепты прошлых лет оказались неудачны именно потому, что были целиком спроектированы и построены компьютером. В результате из десятка идей, представленных GMC в 2000 году, до конвейера дошли только три, что, безусловно, является неоправданным расточительством, ибо стоимость создания некоторых концептов превысила миллион долларов. Правда, в отличие от Chrysler и Ford, у GMC целый набор брендов, в том числе и новоприобретенный Hummer, и это заставляет дизайнеров работать широко и разнообразно, ведь терять клиентов никто не хочет. Концепт же раз от раза должен становиться все более дерзким вызовом сложившимся стереотипам. Среди удач Черри назвал три реализованные в серии концепции: Cadillac XLR, Chevrolet SSR, Hummer II, а также новую модель Cadillac CTS, которая явилась результатом мощного и последовательного наступления в стиле, выработанного серией Evoq, Imaj, XLR и Cien. Правда, Cien не станет прототипом будущей модели, так как создавался исключительно как «подарок самому себе» — к 100-летнему юбилею Cadillac. Однако, быть может, его богатая и острохарактерная стилистика все же отразится на новинках GMC, тем более что дизайн Cien не содержит ни одной ссылки на прошлое бренда, за исключением эмблемы и фирменного рисунка радиаторной решетки. Все это сделано осознанно, чтобы получить абсолютно оригинальный дизайн, который, кстати, разрабатывался не в Америке, а в Англии — в европейской Студии перспективных разработок Cadillac в Бирмингеме. А со стороны, как говорится, всегда виднее.
Зато 50-летняя классика GMC вернулась в образе концептуального Bel Air, который может стать каноническим проявлением «ретро» в американском дизайне начала ХХI века. И главное здесь вовсе не в тонко стилизованных под Chevy’57 деталях — двухцветной обивке сидений, хромированных ободках круглых фар и ручки переключения передач на рулевой колонке. Главное — в современном прочтении самой сути архитектуры американского кабриолета как автомобиля открытого, а не просто машины, с которой срезали стальную крышу. Bel Air — это истинный кабриолет с оригинальной архитектурой, прекрасным обзором, гигантским пространством и характерно легким доступом вовнутрь (можно и через борт). В рисунке боковины нет килей, как у Chevy’57, зато всю поверхность украшает очень элегантная и живо нарисованная линия, соединяющая фару и задний фонарь, — очень красиво! И наконец, концептуальный родстер Pontiac Solstice, чей необычный для этого бренда и вообще Америки дизайн был создан в рекордные четыре месяца и по личной просьбе самого Роберта Лутца (Robert Lutz) — президента GMC. Кто-кто, а уж он знает толк в выборе правильного направления. Это он, приняв Chrysler после Ли Яккоки (Lee Iaccoca), с артистичной легкостью заставлял людей, которые еще совсем недавно рисовали коробкообразные седаны, создавать пластичные и скульптурные формы для Viper и LHS. Это он, уже сейчас, в первый день знакомства с дизайн-студиями GMC даже не остановился перед макетом нового Corvette и на ходу сказал «НЕТ». Ему верят как никому, а поэтому дизайн Pontiac, скорее всего, будет именно таким, каким выглядит Solstice — совершенно нетрадиционным, но мощным и мускулистым, каким и положено быть «двигателю» концерна — отделению Pontiac.
По признанию Тревора Крида, до недавнего времени дизайнеры Chrysler работали на послевоенное поколение «бэби бума», которое формировалось на фоне бесконечных топливных кризисов. Пройдя через увлечения биодизайном, техно и ретро, сегодня, считает Крид, Chrysler должен выглядеть исключительно как Chrysler — автомобиль мечты. Провозвестником новой философии и стал дизайн купе Crossfire и абсолютно оригинальной модели Pacifica, спроектированных в расчете на семейного американца. Ну а на тех, кому сейчас 12, рассчитаны пикап Dodge M80, родстер Dodge Razor и новая генерация классического джипа — Compass. Как это сегодня принято, Crossfire дебютировал дважды: в прошлом году в качестве концепции и в этом — уже как «приземленный», предсерийный автомобиль. Помнится, дизайн концепции критиковали за схожесть с Evoq, что сильно задело авторов. И сегодня это, несомненно, уже Chrysler, в особенности с «лица», которое узнается и по фирменной крупноячеистой решетке, и по «взгляду». Вне всякого сомнения, нынешнему успеху Crossfire «подыграл» дебют концепта Pacifica, являющегося на сегодня, пожалуй, самым необычным американским автомобилем, вобравшим в себя и удобство классических «стейшн вэгонов», и функциональность современных MPV, а также стилистику SUV и новомодных внедорожников «cross-over». Любопытно, что аналогичная концепция под названием Vision GTS параллельно разрабатывалась и на Mercedes-Benz в Штутгарте, но это совершенно другой автомобиль. У Pacifica то же «лицо», что и у Crossfire, а по заверению шефа дизайна, аналогичный «взгляд» будет также и у всех новых вэнов Chrysler. Теперь о 12-летних. Им адресуется совсем иной дизайн. Прежде всего, он забавен и увлекателен. Взгляните на пикап Dodge M80. Так и хочется поиграть в него, как в Lego: разобрать, собрать вновь и не удивиться, что получилось несколько по-другому. Родстер же Razor разбирать не хочется, настолько он цельный и законченный, но забавная «игрушечность» присутствует и в его образе. Автор дизайна японка Акино Цухия (Akino Tsuchiya) вложила в его внешность частицу своей восточной ментальности, понятий лаконичной гармонии и уважения к традициям прошлого. Compass — новая генерация легендарной марки Jeep. Похоже, нынешнее поколение 12-летних в будущем выберет ровный асфальт. Иначе почему концепция «off-road» оборудована динамичным по силуэту кузовом купе и вообще больше напоминает скоростной раллийный болид с расширителями колесных арок, мощной светотехникой и низкопрофильными шоссейными покрышками?
Судя по всему, вице-президент Ford Джей Мейс (J. Mays) в 2002 году сделал ставку на среднее и старшее поколение, которое благодаря его концептам GT40 и Lincoln Continental сможет от всей души отдаваться ностальгии по своей молодости и 60-м годам. Но для подросших тинэйджеров тоже есть кое-что. Это гигантский пикап F-350 Tonka на сдвоенных задних колесах и со «зверским ликом», который, судя по заявлениям дизайнера, является прообразом очередной версии базового «трака» F-150. А взгляните на ностальгический «джи ти фоти» — это действительно здорово! Правда, во многом оттого, что внешность концепта 2002 года... мало отличима от легендарного болида 60-х годов. В данном случае такая схожесть, наверное, уместна, ведь тот истинный GT40 — и живая легенда, и второй после модели «Т» автомобиль, который в Америке принято называть великим. Говорят, что с тех пор, как представитель семьи Форд вновь вернулся к руководству компанией (Билл Форд (Bill Ford) — президент Ford Motor Company), связи настоящего и будущего с историей фирмы получили законное и естественное основание. Так это или иначе, но концептуальный Continental — несомненный «постмодерн» на тему одноименной модели 1961 года. От этого даже распашные двери без средней стойки выглядят здесь не просто модным увлечением, а естественным удобством, дополняющим огромное внутреннее пространство. Отсутствие же дерева в отделке интерьера воспринимается как стиль настоящей Америки, где даже роскошь — понятие доступное. По заверениям руководства, черты концепта пренепременно проявятся после 2005 года, и тогда бренд Lincoln вновь вернет себе дух и силу американского стиля, который так по-разному представляют себе дизайнеры «Большой тройки».
По материалам: Н. Розанов
Журнал "АВТОМОБИЛИ", 9-2002