Дизайнер Божьей милостью
Разделы:
Досье
| Джорджетто Джуджаро | Ital Design
Достаточно посмотреть на любой шоу–кар, чтобы убедиться в том, что автомобильный дизайн — это настоящее искусство. Правда, оценивать его по обычным “живописно–скульптурным” меркам бессмысленно. Автора десятка однообразных картин неизбежно причислят к халтурщикам, а вот “жук”, разошедшийся по миру в 22 млн. экземплярах обессмертил своего создателя Фердинанда Порше. Так что творчество автомобильного дизайнера правильнее оценивать не по уникальности работ, а по их, если так можно выразиться, тиражам. При таком подходе, на роль Зевса на дизайнерском Олимпе есть один бесспорный претендент — Джорджетто Джуджаро.
Джуджаро родился в 1938 г. в маленьком городке на западе Италии. Живопись интересовала его с детства и поступление в Туринский художественный институт на факультет черчения и рисунка было закономерным шагом. Юноша попал в нужное место в нужное время: Турин, как известно — столица “империи “Fiat”, далеко не последним человеком в которой еще оставался престарелый Данте Джакоза, обладатель “Золотого циркуля” за “Fiat 500 Topolino”. Надо сказать, что в начале 50–х автомобильный дизайн уже вышел из младенческого возраста, но зрелости еще не достиг. В металле сплошь и рядом воплощались самые безумные идеи, и попади наш студент в другую мастерскую, его судьба могла сложиться совсем иначе. Подрабатывая чертежником в Центре стиля “Fiat”, он оказался в положении талантливого подмастерья у опытного мастера,— как Страдивари у Амати.
Дело в том, что в единственном экземпляре можно построить все что угодно; можно осуществить даже штучный выпуск, но при массовом производстве технологичность выходит на первый план. Так вот, Джакоза, будучи настоящим дизайнером, т.е. не только художником, но и классным инженером, твердо стоял на грешной земле. И Джуджаро изначально участвовал в создании реальных автомобилей, а не воздушных замков на фундаменте из радуги. В 1959 г. на Туринском автосалоне выяснилось, что учеником он был прилежным — несколько его эскизов увидел уже обретший к тому времени ореол непогрешимости Нуччо Бертоне и тут же предложил 21–летнему юноше работать в своем ателье. Да не кем–нибудь, а сразу главным дизайнером, вместо знаменитого Франко Скальоне.
В Грульяско Джуджаро проработал 6 лет, создав дизайн–проекты более 20 машин, среди которых такие классики, как “Alfa Romeo Giulia Sprint”, “Fiat 850 Spider” и “Fiat Dino Coupe”. Потом были 3 года в “Ghia” Алехандро де Томадо, где под его руководством разработали эталонные купе “De Tomaso Mangusta” и “Maserati Ghibli”. Однако и там, и там все лавры доставались хозяевам — их фирменные эмблемы красовались на бортах вызывавших всеобщий восторг машин, а наемный работник, как говорил Бабель, “держал фигу в кармане”. “Фига”, правда, была жирной, оплата соответствовала уровню работ, но материальные блага не компенсировали моральных издержек. И в 1968 г. Джуджаро и его друг и единомышленник Альдо Мантовани все в том же Турине, признанной Мекке стилистов всего мира, открывают собственную компанию “Studi Industriali Realizzione Prototipi Spa”, вскоре переименнованную в “ItalDesign” (именно в одно слово!).
Казалось бы, время перехода на вольные хлеба компаньоны выбрали не самое удачное — к концу 60–х кузовных ателье было почти столько же, сколько и серьезных производителей. А большинство последних предпочитало размещать заказы у проверенных партнеров. Однако молодые итальянцы прекрасно знали, что делают. Во–первых, среди специалистов Джуджаро имел блестящую репутацию — это только покупатель не знал, кому “Bertone” обязан своими бестселлерами. Во–вторых, в “ItalDesign” сразу же было введено четкое разграничение обязанностей — Джуджаро занимался искусством, а Мантовани, заслуживший славу “мага от техники”, отвечал за инжиниринг и одновременно удерживал своего компаньона в рамках здравого смысла. Есть еще и третья причина феерического взлета ателье, но о ней стало известно в середине 70–х. А для начала туринцы выжали максимум из своей идеи клиновидного силуэта моделей GT, уже в 1968 г. реализованной на прочно забытом сегодня “Bizzarrini Manta”. “Зубила” моментально вытеснили приевшиеся с начала 50–х “пирожки”: в “слесарном” стиле сначала были выполнены “Maserati”, “Bora” и “Merak”, а в 1972г. оплот консервативности, английский “Lotus”, заказал подобный кузов для своего флагмана “Esprit”, который с минимальными изменениями выпускается и сегодня! Но во истину, клин вышибают клином — Джуджаро решил перенести эту идею на массовые модели.
Дело в том, что все производители GT, вместе взятые в плане финансовой выгоды, не стоили одного VW. Более того, и 5–местная “Alfa Romeo Alfasud” 1971 г. для “выпускника” школы Джакозы не являлась пределом рациональности. Он предложил свои услуги Вольфсбургу, остро нуждавшемуся в замене “жука”,— и его “Golf”, придуманный еще в 1968г., стал родоначальником нового направления в автомобилестроении. Ибо идеологически большинство сегодняшних хэтчбеков не отличается от своего пращура!
Покорив Западную Европу, а помимо VW, практически все “альфы” были его, Джуджаро взялся за Азию, где он “отметился” еще в 1969 г., сделав микроавтобус для “Suzuki”. Но то был лишь легкий флирт, а настоящий роман у итальянца завязался с корейской “Hyundai”. С первого “Pony” 1974 г. и вплоть до солидного седана “Sonata” 1988 г. все основные модели марки имели кузова, придуманные в Турине! Однако и первая любовь не была забыта — сначала “Isuzu”, а потом и “Subaru” свои флагманы заказывали “ItalDesign”. Но как ни хорош “Subaru SVX” 1991г., это все же не “Toyota Aristo”, завоевавшая всемирную известность как “Lexus GS 300”. В его дизайне Джуджаро удалось совершить невозможное — придать безусловно японскому автомобилю черты европейской “классики”. Совместить несовместимое пытались многие, но обычно от противоестественного скрещивания появлялись до такой степени богопротивные “метисы”, что судьба их решалась на стадии макета. А “GS300” — идеален, что называется, не убавить, не прибавить, за все 90–е хорошо, если наберется пяток седанов, сопоставимых с ним по красоте и удобству. Да что тут говорить — это надо видеть. А еще лучше на ЭТОМ ездить.
Менее, чем за 30 лет на “ItalDesign” сделано 54 концепт–кара, 24 комерческих автомобиля (с 1979 г.) и 46 легковых моделей. Среди последних — “Scania T–серии” и “Streamline”, все грузовые IVECO, “Lancia Delta”, “Prisma”, “Thema”, “Fiat Panda”, “Uno”, “Croma”, “Punto”, “Saab 9000”, “Renault 21 и “19”, “Chrysler Eagle Premier”, все модели “Seat”. А помните “нетленку” Горбачева о том, что ВАЗ будет законодателем автомобильной моды? Купившийся на эту маниловщину “Fiat” поручил разработку “суперрусского” автомобиля все тому же Джуджаро. Плюс к этому, в его ателье “оформляют” бытовую технику — например, фотоаппарат “Nicon”. Разумеется, такая “многостаночность” по силам только солидному предприятию.
Сегодня “ItalDesign” занимает площадь 42000 м2, на нем работают 720 человек, есть собственное производство с 10–ю прессами, 6–ю лазерными роботами–сварщиками и 15–ю измерительными постами. Однако сам маэстро работает по старинке — сначала рисует, а потом на деревянных болванках в ручную выбивает из стального или алюминиевого листа кузовные панели, в масштабе 1:1, обходясь без пластилиновых или пластмассовых макетов. На компьютерах работают подчиненные — пару лет назад убеленный сединами мэтр, вместе с Бертоне и Пининфариной составляющий триумвират богов автомобильного дизайна, признался, что так и не освоил это чудо техники. Так же как и не удосужился получить диплом о высшем образовании. Гениям оно ни к чему — Маккартни ведь тоже консерваторию не заканчивал.
По материалам: Владимир Матвейчук
Журнал «АВТОМОБИЛИ», 4-1997