Разделы: Досье | Бруно Сакко | Mercedes-Benz

Во все времена и вне зависимости от моды, в мировом автомобильном дизайне четко прослеживались две полярные тенденции:традиционно-консервативная и авангардная. На различных витках истории у стилистов, занимавшихся серийной продукцией, брал верх то один, то другой подход.

В 70-е годы в автомобильном дизайне начинается увлечение стилем «ретро». Обращение к историческому опыту, к пластике моделей далекого прошлого привело к тому, что вскоре хромированные фальш-облицовки радиаторов «а ля классик кар» становятся нормой для самых массовых автомобилей от вездесущих японцев до... отечественного ВАЗ 2107. Такая беспардонная эксплуатация испытанных временем символов и атрибутов не могла не сказаться на снижении реноме истинных наследников классических традиций. Не допуская и мысли, что бутафоры от дизайна могут победить, законодатели автомобильной моды начинают разработку новых стилевых концепций. И, безусловно, среди «впередсмотрящих» оказывается и Mercedes-Benz.

В 1958 г. в отдел дизайна немецкой фирмы приходит молодой итальянец Бруно Сакко (B.Sacco), который через десять лет становится главным дизайнером Mercedes-Benz. По его словам, в то время автомобили с трехлучевой звездой на капоте имели прочную репутацию дизельных такси, дежуривших на привокзальной площади. Этот стереотип Сакко и брался сломать. Некоторые первые его инициативы — например, «хвостовые кили» седана «S»-класса 1959 модельного года — воспринимаются сейчас достаточно курьезно. Позже итальянец пытался объяснить свои новации личным знакомством с Джованни Савонуцци (G.Savonuzzi) — крестным отцом утилитарного подхода к аэростилю 50-х годов, а также стремлением улучшить курсовую устойчивость моделей тех лет.

Новый дизайн, в котором «семейные» черты Mercedes трансформировались в зависимости от класса и типа модели, удалось создать только к 1979 г. Проповедником новой идеологии вновь стал представительский седан класса «S» с кузовом W 126, традиционной решеткой радиатора и опоясывающей пластмассовой накладкой по низу корпуса. Рисунок этого седана был необычно динамичным и скорее спортивным, чем представительским.

Следующий шаг — спортивное купе SEC, созданное на базе «126-го» седана в 1981 г. Купе отличалось от прежних аналогичных моделей, как земля от неба. Раньше фирменная облицовка переносилась с модели на модель практически в неизменном виде. Сейчас же купе получало новую радиаторную решетку, которая, сохраняя семейные черты, походила на узкую функциональную щель в динамичном носу гоночного автомобиля. Обращала на себя внимание и та бережность, с которой стилисты отнеслись к атрибутам прежних моделей. Например, знаменитый «двухэтажный» бампер 60-х переносился со «108-го» кузова на «116-й» в 70-е и угадывался на «126-м» в 1979 г., хотя в результате от него всего только и осталось, что хромированная накладка поверх массивной пластмассовой детали.

Позже Сакко превратит эту методику безжалостного разрушения стереотипов при сохранении фундаментальных «родовых» стилевых особенностей Mercedes-Benz в своеобразное творческое кредо: «через сохранение традиций к обновлению». В этой связи Сакко всегда отстаивал принципиальную политику своей фирмы, которая никогда не пользовалась услугами «свободных дизайнеров», а предпочитала исключительно своих «пленных».

Однако в дизайне трудно устанавливать правила и выводить закономерности. Следующий «S» с дизайном от Бруно Сакко 1991 модельного года оказался менее удачным... Получив обидную кличку «слон», модель с кузовным индексом 140 имела наибольшее количество нареканий по стилю и пластике.

В 1992 г. команда Б.Сакко начинает работать над первыми эскизами нового купе СLK, ведь именно купе, по замыслу знаменитого маэстро, должно было определить стилевую политику фирмы на пороге ХХI века. Спортивная элегантность — вот основа нового имиджа Mercedes-Benz. Отсюда невиданно дерзкое обращение с символикой — радиаторной решеткой, которая отныне безраздельно принадлежит пластике всего автомобиля, и, растворившись в целом, более не привлекает к себе особого внимания как отдельная деталь. Необычными были и четыре круглые (как у Porsche) фары. Их грозный «взгляд» не оставлял сомнений в спортивном характере нового поколения Mercedes.

Чтобы успеть построить образец к женевскому салону, пришлось обратиться за помощью к итальянской фирме Italdesign. В этом деле итальянцы были признанными мастерами, недаром одновременно с Mercedes в соседнем боксе ателье строился Bugatti EB 112. Предоставив эскизы и шасси, заимствованное от модели 500Е, Сакко уже через четыре недели (а вся работа в целом заняла всего пять месяцев) получил макет автомобиля, который он никогда не рассматривал лишь в качестве нового купе. По его убеждению, это была первая проба нового стиля для все более увеличивающейся семьи Mercedes. Ведь планировался выпуск компакта «А» и цивильного внедорожника «М», чей облик наконец-то могли определять не военные заказчики, а стилисты и служба маркетинга. Смене подлежал и флагман — модель «S».

В основу нового стиля были положены решения, конструктивные особенности и эстетические доминанты спортивного купе CLK, разработанного командой Сакко по эскизам американского дизайнера Майкла Финка (М.Fink). На формирование стиля заметно повлиял и первоначально выбранный тип кузова, который использовался на эскизах и образцах первой серии. Это был добрый старина хардтоп с огромным оконным проемом и без центральных стоек по бокам. И хотя позже от него вынуждены были отказаться в пользу традиционного двухдверного купе, пристрастия дизайнеров тем не менее выразились в закраске боковых стоек в черный цвет на всех без исключения моделях — будь то представительский седан «S»-класса, «однообъемник» малышки «А» или спортивно-хозяйственный «универсал» внедорожного «МL». Спортивная природа нового стиля угадывалась также и в характере кривизны боковины кузова, напоминавшем поджарый бок хорошего гончего пса. Это было необычно и выгодно отличало семью Mercedes от целой армии приверженцев «бочкообразных» мотивов Audi 80. И, наконец, нельзя не сказать и о светотехнике, которой во времена оптимизации формы кузова и его пластики, Сакко отводил одну из важнейших ролей в индивидуализации стиля. Действительно, фары от Mercedes и до этого простотой конфигурации не отличались. Теперь же выразительность рисунка и сложность трактовки внутренней поверхности рефлекторов делала их схожими с драгоценными кристаллами, которые отличались лишь огранкой под соответствующую оправу.

К концу 90-х годов стало абсолютно ясно, что стилевые задумки Бруно Сакко встали в ряд «фирменных» отличий Mercedes и вместе с трехлучевой звездой будут теперь означать высшую степень профессионализма в автомобильном дизайне ХХ века.
По материалам: Никита Розанов
Журнал «АВТОМОБИЛИ», 1(2)-1999
Возмутитель имперского спокойствия фирмы Mercedes-Benz шеф-дизайнер Бруно Сакко (фото начала 90-х годов)
Mercedes-Benz 220 SE. Хвостовые кили указывали на сильное влияние стиля «детройтское барокко». 1959 г.
Генерация стиля класса «S» — W108 (1965 г.), W116 (1972 г.) и W126 (1979 г.)
Стиль купе 500SEC окончательно разрушал устои былого консерватизма. 1981 г.
Явной неудачей фирмы принято считать дизайн кузова W140, прозванного у нас «слон» (1991 г.)
Предвестником новой философии стал стиль CLK с кузовом купе. 1997 г.