Разделы: Автомобильный дизайн | История автомобильного дизайна

К середине ХХ века стало казаться, что вряд ли найдется смельчак, который дерзнет посягнуть на устои конструкции и формы трехобъемного цельнометаллического кузова типа «седан», превратившегося в некий канон.

Создавалось впечатление, что скругление острых кузовных кромок, а также замена переднего и заднего стекол с плоских на панорамные являются чуть ли не единственными средствами, способными хоть как-то видоизменить сложившийся стиль. И если дизайн массовых американских автомобилей второй половины 40-х годов отвечал этому общепринятому подходу, то послевоенная Европа не переставала удивлять новинками. Естественно, что в период восстановления разрушенной войной промышленности наибольшее оживление наблюдалось прежде всего в самом доступном и дешевом секторе, куда входили и так называемые «народные автомобили». Традиционно и наиболее успешно выпуском подобных машин занимались итальянский FIAT, английский Austin/ Morris, немецкий Opel. В послевоенной Франции идеей маленького и дешевого автомобиля были одержимы буквально все производители. Так, к Renault и Citroen, уже давно испытывавшим интерес к этой категории машин, присоединяется Panhard. Свою версию суперкомпакта создает даже изысканно экстравагантный исследователь аэродинамики Voisin, умудрившийся в период с 1954 по 1958 гг. распродать 38000 экземпляров производимой в Испании модели Biscooter, которая, с точки зрения современного человека, имела такое же отношение к автомобилю, как, предположим, стеклянная бутылка к молотку...

Корни «народного автомобиля» уходили в глубь истории и угадывались уже в упрощенных конструкциях первых «вуатюреток» и «дог-картов». В 20-е годы идея максимально утилитарного средства транспорта воплощается в ряде футуристических проектов, оставшихся, в большинстве своем, на бумаге. Тем не менее часть замыслов находит свое воплощение в формах и стиле послевоенных машин. В этой связи примечателен нереализованный проект «Автомаксимум» (Voiture Maximum) французского архитектора Ле Корбюзье (Le Corbusier) 1928 г. Форма кузова этого небольшого заднемоторного автомобиля представляла собой монообъем, выразительный силуэт которого организовывался напряженной радиусной кривой.

Спустя восемь лет аналогичный композиционный прием использовал Фламинио Бертони (Flaminio Bertoni — не путать с итальянцем Н. Бертонэ) при cоздании легендарного Citroen 2CV. Ф. Бертони по праву считается первым французским автомобильным дизайнером, который, благодаря умению мастерски соизмерять соотношения частей, исходя из будущего практического предназначения машины, профессионально соединил в форме кузова утилитарную функцию и художественное начало. Кузов для «2СV» был задуман двухобъемным, а компоновка переднеприводной. Подобное решение предопределил сам Андре Лефебвр (A. Lefebvre), признанный специалист по части переднего привода, работавший у Габриэля Вуазена (G. Voisen), а затем принимавший участие в разработке легендарного Citroen Traction Avant с цельнометаллическим несущим кузовом от «Бадда». Новинку готовили к Парижскому салону 1939 г., но начавшаяся война отодвинула премьеру на девять лет. Внешность «2СV» не оставляла равнодушным никого: из-за конструкции подвески кузов сильно «припадал» на передние колеса, отдельно стоящие фары «пучились», как глаза креветки, а форма крыльев вызывала острую ностальгию по 30-м годам. Машина оборудовалась кузовом, у которого багажник был совмещен с пассажирским салоном, а силуэт покатой линией задней части напоминал модный в то время «фастбэк». В результате у у первой серии машин отсутствовала даже крышка багажника — заменой служила тканевая шторка, выполнявшая по совместительству и функции крыши. А чтобы алюминиевый капот не громыхал, его верхнюю плоскость снабдили продольными ребрами жесткости на манер стиральной доски. Опыт соединения пассажирского салона с багажником подтолкнул конструкторов Citroen в 1953 г. установить в задней стенке кузова модели Traction Avant 11СV полноразмерную пятую дверь, облегчающую загрузку в салон крупногабаритных вещей. Позже такие кузова стали выполнять не только пяти-, но и трехдверными. Так, например, в 1958 г. итальянским ателье Farina был разработан трехдверный кузов для английского автомобиля Austin А40. Так как эти кузова после складывания задних сидений позволяли разместить в салоне негабаритный груз, их стали называть «комби» или «хэтчбэк». Оборудованный таким кузовом «Ситроен» быстро стал «народным». Очереди на «2СV» стремительно росли не только потому, что 10 процентов от выпуска шло по льготным спискам ветеранам войны и труда — машина нравилась за свой вызывающе независимый стиль.

В довоенной Германии также был подготовлен прототип дешевого и массового автомобиля. Официально годом рождения Volkswagen («народный автомобиль») считается 37-й, но только спустя два года усилиями известного конструктора Фердинанда Порше (F. Porsche) удается свести к некоему общему знаменателю ранее существовавшие прототипы. В отличие от французов, немцы расположили двигатель сзади, а кузову, также двухобъемному, придали очертания, присущие более мощным автомобилям эпохи stream-line — для машины с подобным темпераментом другой формы попросту не могло быть. Формообразующая кузов дуга и выступающие крылья очень деликатно сдерживали чрезмерное проявление динамики горизонтальных линий и придавали облику автомобиля на редкость своеобразный и деловито-неспешный вид, который спровоцировал симпатичное прозвище «жук».

Логическим продолжением идеологии «жука» стала работа известного итальянского конструктора Данте Джакоза (D. Giacosa), который освоил принципы разработки компактных автомобилей еще при создании своего довоенного FIAT Topolino. В 50-е годы Джакоза начинает работать с заднемоторной компоновкой, наиболее рациональной, а главное дешевой, что для послевоенной Европы имело определяющее значение. В результате появились модели «600», «500 Nova» и однообъемная Multipla, продемонстрировавшие, что для успеха автомобилю не обязательно быть большим и длинным.

В этой связи достойны упоминания суперкомпактные транспортные средства начала 50-х, заполнившие рыночную нишу, образовавшуюся между мотоциклом и автомобилем. Одним из пионеров в этой области был итальянский авиационный инженер Е. Прети (E. Preti), начинавший у Мesserschmitt. Позже он заинтересовал своей идеей создания небольшого и экономичного двухместного автомобиля владельца мотоциклетной фирмы Iso Ренцо Ривольта (R. Rivolta). С помощью уменьшительного суффикса было придумано название для нового автомобиля — «Isetta» («Изеточка»). Естественно, что кроха получила однообъемный кузов и очень маленькие детали, которые, как и название, звучали уменьшительно: колесико, фарочка, окошечко... Исключением оказалась дверь, причем единственная и располагавшаяся в передней части кузова. По правде говоря, называть это устройство дверью не совсем верно, ибо в сторону откидывалась вся передняя стенка кузова. Окна, выполненные в лучших традициях авиационных «фонарей», не открывались (крохотные боковые «ветрячки» не в счет), и роль вентиляции приходилось выполнять люку в крыше, задрапированному тканью. В Италии Isetta потерпела фиаско — уж слишком велика в стране была любовь к технике двухколесной: мотоциклам и новоизобретенным скутерам. И в 1954 г. лицензию приобретает немецкая фирма BMW, которая год спустя разворачивает производство «Изетт» в Германии. В отличие от итальянцев, немцы охотно признали малютку и раскупили все 160 тыс. машинок, произведенных за восемь лет.

Конкуренты тоже не дремали. Например, в изящном «купе» Messerschmitt-Kabinenroller два ездока располагались друг за другом, а двери не наблюдалось вообще — в бок откидывалась вся крыша, как крышка в сундуке. К концу 50-х и Isetta, и Messerschmitt предпринимают попытки привести вид своей продукции к общепринятым автомобильным нормам: сравнивают колеи передних и задних колес, увеличивают базу, пробуют врезать боковую дверь. Одним из последних возмутителей спокойствия в этом классе можно считать немецкий Zundapp Janus 250, у которого по типу «Изетты» открывались уже две двери: одна в передней части, а другая — в задней. Пассажиры располагались по давно забытому способу dos-a-dos («спина к спине»).

К началу 60-х состояние послевоенной экономики стабилизировалось, и сбыт суперкомпактных автомобилей начинает падать. Но отчасти виной тому был и дизайн, разработанный в идеологии тотальной экономии и предельного рационализма.

На стиль европейских автомобилей с каждым годом все большее влияние начинает оказывать автомобильная промышленность США. При этом американцы вовсе не собирались отказываться от убеждения, что «хорошего автомобиля должно быть много». Генератором стиля послевоенной американской автоиндустрии стал Харли Эрл, совмещавший одно время творческую деятельность — разработку стилевой политики с должностью вице-президента концерна GMC.

После второй мировой войны и Ford, и Chrysler по примеру GMC создают отделы дизайна, где работали специалисты, многие из которых обучались у Эрла и исповедовали его взгляды, а главное, применяли стройную методику работы своего учителя над формой и стилем новой модели: эскиз — полноразмерный чертеж (плаз) — поисковые макеты в масштабе — полноразмерный макет из пластилина — полноразмерная окрашенная демонстрационная модель из твердого материала (дерева, гипса, пластика), полностью имитировавшая «живой» автомобиль. Преимущества этой схемы особым образом проявились в начале войны, когда в отделе дизайна A&C из 100 дизайнеров осталось лишь 45, но эффективность работы маленького коллектива не снизилась. Пока выпуск гражданской продукции еще не был прекращен, Эрл вместе со своими сотрудниками создавал новый дизайн для филиалов Buick и Cаdillac. Результаты этого труда увидели свет лишь в 1946 г. Всех сразу же поразила оригинально решенная боковина, получившая название «сквозного крыла». Новинка заключалась в том, что световой блик, образованный верхней кромкой рельефа переднего крыла, пересекал всю боковину кузова насквозь практически по диагонали и упирался в слегка выступающее заднее крыло, примерно на высоте оси колеса. Может быть, на это решение Эрла вдохновило созерцание довоенных Bugatti, динамичные линии которых были с таким артистизмом нарисованы сыном «патрона» Жаном (J.Bugatti)? Кто знает... «Сквозное крыло» быстро завоевывает признание стилистов всего мира и становится особенно популярным в Англии, где в начале 50-х, пожалуй, не было ни одной фирмы, которая хотя бы раз его не использовала. Например, кузовные ателье Mulliner и Park Ward, обслуживавшие клиентов Rolls-Royce, применяли «сквозное крыло» до середины 60-х. Так или иначе этот дизайнерский ход выглядел очень эффектным, особенно когда рядом с Buick оказывалась такая модель, как Kaiser с абсолютно ровной и плоской боковиной новомодного кузова типа «понтон». Если, глядя на Kaiser, американцы зевали, то Buick служил своеобразным устройством по выработке адреналина. На это и делал ставку Эрл, и в 1942 г. уже целенаправленно отдел дизайна GMC начинает разработку стиля послевоенной продукции. Ключом становится образ и пластические характеристики трехфюзеляжного самолета Lockhid P38, который нравился конструктору еще до войны. Так на эскизах Била Ланге (B.Lange), датированных 1941—42 гг., впервые появляются веретенообразные «носы» капотов, панорамные и заходящие на крышу стекла и пулеобразные клыки бамперов. А на масштабных макетах, выполненных по эскизам Френка Херши (F.Hershey) отчетливо выделяются хвостовые кили, расположенные в конце задних крыльев, а также вертикальные ребра декоративных решеток фальшивых воздухозаборников. Но серийная продукция станет такой еще не скоро, и поначалу авиационной атрибутикой будут снабжаться лишь престижные «Кадиллаки». Эрл понимал, что эту очень богатую «золотую жилу» можно разрабатывать не торопясь, держа потребителя в постоянном ожидании все новых и новых моделей.

Но размеренный ритм выпуска свежеиспеченной четырехколесной продукции резко изменился в 1953 г., когда службы маркетинга зафиксировали насыщение американского рынка легковых автомобилей. Массовым производителям в этой ситуации можно было выжить лишь двумя путями: заставить потребителя приобрести второй автомобиль в семью либо заставить его поменять старый автомобиль на новый. Первый путь, который выбрала фирма Nash, предполагал создание компактных автомобилей. Американцы отреагировали на эту затею настороженно и, если и проявляли интерес к маленьким машинам, то весьма специфический. Например, к первым «Жукам», которые американские военные привозили с собой из Германии, относились за океаном как... к сувенирам. Эрл выбрал второй путь. И это не было безрассудством, ибо он твердо знал, как следует продавать новый автомобиль: надо сделать его м е ч т о й, соблазнительно сладкой, но в то же время вполне достижимой. Для этого в 1951 г. конструктор создает свой знаменитый концепт Le Sabre, в пластике которого была «закодирована» формула американской автомобильной мечты 50-х годов. Согласуясь с этой доктриной, с 1953 г. задние хвостовые кили престижных моделей «Cadillac» начинают устанавливаться на более дешевых машинах, а хорошие продажи во всех секторах рынка обеспечивает «авиационный» дизайн. Однако самолет «P38» так и не послужил образцом для стиля-долгожителя. Новый «тотем» Эрла — реактивный Douglas F4D Skyray с острым носом и боковыми воздухозаборниками турбины, чью фотографию с 1953 г. конструктор постоянно носил в своем бумажнике. На вопрос друзей, каким станет новый автомобиль, Эрл показывал фото и говорил: «Таким». В 1954 г. строится концепт Firebird1, еще мало отличавшийся от столь полюбившегося ему самолета, а затем и Firebird2, который уже немного походил на автомобиль...
По материалам: Н. Розанов, кандидат искусствоведения.
Журнал "АВТОМОБИЛИ", 7-1998
Предтечей всех послевоенных «народных автомобилей» был проект французского архитектора Ле Корбюзье «Автомаксимум» 1928 г.
Citroen 2CV 1949г. Дизайнер Ф. Бертони
Austin F40 1958 г. Дизайн фирмы «Pinin Farina». Одна из первых попыток заменить традиционную трехобъемную систему компоновки кузова двухобъемной типа «хэтчбэк»
BMW Isetta 1956г. Дизайнер Е. Прети
Messerschmitt TG500 1957г.
Buick Y-JOB (Концепт-кар на шасси Roadmaster) 1938 г. Дизайнер Х. Эрл. Предтеча всех модных изысков 40-х годов
Cadillac Sixty Special (владелец — герцог Виндзорский) 1941 г. Боковина кузова решена в стиле «сквозное крыло». Дизайнер Х. Эрл
Oldsmobile Futuramic 98 Club 1948 г. Кузов типа «фастбэк» с ярко выраженными задними «закрылками»
Hudson Hornet Six 1951 г. Классическое воплощение американской мечты о семейном автомобиле начала 50-х
Le Sabre — первый послевоенный «концепт» GM, в котором Х. Эрл «закодировал» стиль 50-х
Kaiser Traveller 1949 г. с трехобъемным кузовом и совмещенным с пассажирским салоном багажником
Buick Centurion Showcar 1956 г. Легкая стеклянная крыша превращала конструкцию двухдверного «хардтопа» в «кабриолет»
Firebird II 1956 г. Первый в Америке газотурбинный двигатель требовал соответствующей формы. Дизайнер Х. Эрл