|
English
|

1988 Citroen Activa

Citroen Activa Concept, 1988
Citroen Activa Concept, 1988
Citroen Activa Concept, 1988
Citroen Activa Concept, 1988
Citroen Activa Concept, 1988
Citroen Activa Concept, 1988
Citroen Activa Concept, 1988
Citroen Activa Concept, 1988
Citroen Activa Concept, 1988
Citroen Activa Concept, 1988
Citroen Activa, 1988
Citroen Activa, 1988
Citroen Activa Concept, 1988
Citroen Activa Concept, 1988
Citroen Activa Concept, 1988 - Interior
Citroen Activa Concept, 1988 - Interior
Citroen Activa Concept, 1988 - Interior
Citroen Activa Concept, 1988 - Interior
Citroen Activa Concept, 1988 - Interior
Citroen Activa Concept, 1988 - Interior
Citroen Activa Concept, 1988
Citroen Activa Concept, 1988
Citroen Activa Concept, 1988
Citroen Activa Concept, 1988
Citroen Activa Concept, 1988
Citroen Activa Concept, 1988
Citroen Activa Concept, 1988
Citroen Activa Concept, 1988
Citroen Activa Concept, 1988
Citroen Activa Concept, 1988
Citroen Activa Concept, 1988
Citroen Activa Concept, 1988
Citroen Activa Concept, 1988 - Design Process
Citroen Activa Concept, 1988 - Design Process
Citroen Activa Concept, 1988 - Design Process
Citroen Activa Concept, 1988 - Design Process
Citroen Activa Concept, 1988 - Design Process
Citroen Activa Concept, 1988 - Design Process
Images: Concept Car Central; www.citroenet.org.uk
Rating:  107    -13    +120
29 September 1988 saw the announcement of Activa at the Paris Motor Show.
The Activa programme saw the development of four wheel drive and four wheel steer allied to an active suspension system all housed in an extremely elegant and aerodynamic body.

Much of the suspension technology would appear the following year in the Hydractive-equipped XM: - the marriage of Citroën’s tried and trusty high pressure hydraulics with state of the art electronics to offer an unrivalled combination of comfort, safety, road holding and handling.

www.citroenet.org.uk


The Activa was built as a test bed for current and upcoming features to be found on family cars of the future. The suicide doors and partially-fixed windows were mainly only found on concept cars. However, the Activa's hydropneumatic suspension was used on various production cars. Inside, a heads-up display system projected vital driver information on the windshield, a feature found in Citroen's XM production car. The Activa also incorporated four-wheel-steering, four-wheel-drive, anti-lock braking, and traction control for wheel spin. The unique wheels were designed by Citroen. With an extensive use of glass overlapping the support pillars, minus the roof, and four individual seats, the Activa was also characterized by a rectangular steering wheel and a console-mounted flat control device acting as the gear shift lever.

Concept Car Central


К концу восьмидесятых, через 30 с лишним лет после дебюта DS, гидропневматика по-прежнему оставалась экзотикой для автомобильного мира. Более-менее полноценно приручить ее смог только Mercedes-Benz — и то речь шла о дорогущей опции для S-Class в кузовах W116 и W126, в то время как Citroen ставил эту волшебную подвеску даже на демократичные GS и BX. Но зачем останавливаться на достигнутом, если можно не останавливаться? Особенно на пороге цифровой эры.

Идея адаптивной системы, которая на ходу подстраивалась бы под дорожные условия, носилась в воздухе: почему бы не нашпиговать машину датчиками, собирающими информацию о том, как и куда она едет — а дальше компьютер решал бы, что с этим делать? Тем более что в простейшем, ещё аналоговом виде у Ситроена эта функция уже была — DS с самого начала умел поддерживать неизменный дорожный просвет, регулируя давление в гидросистеме.

Но изящный седан Activa с «суицидальными» задними дверями был устроен намного хитрее. Во-первых, он автоматически менял клиренс в зависимости от обстановки. Это как раз просто: цепляемся к спидометру, с ростом скорости снижаем мощность гидравлического насоса, чтобы машина прижималась к асфальту — а при остановке и открытии двери, наоборот, увеличиваем давление, чтобы поднять кузов и облегчить высадку.

Неплохо бы ещё и менять жесткость подвески — чтобы к удивительному ситроеновскому комфорту добавлялась и какая-никакая собранность в поворотах. Решение здесь тоже оказалось не слишком сложным, но изящным: если у обычных дорожных Ситроенов было по одной амортизирующей азотно-гидравлической сфере на каждое колесо, то в Активе появились ещё две — на переднюю и заднюю оси целиком.

Подключаем их — машина едет мягче, отключаем — становится плотнее. Причем водитель мог либо выбрать спортивный режим вручную, либо довериться автоматике — и тогда переключение происходило в зависимости от угла поворота руля, скорости и уровня вертикальных колебаний кузова.

Следующий шаг — борьба с кренами, которые у гидропневматических Ситроенов достигали весьма нескромных значений. Здесь на помощь снова пришли те самые сферы: к ним инженеры подключили специальные гидроцилиндры, связанные со стабилизаторами поперечной устойчивости. Пока машина едет прямо, азот в сфере сжимается, позволяя стабилизатору свободно ходить относительно подвески, не уменьшая её ход. Но как только специальный датчик определяет наклон кузова больше, чем на 0,5 градуса — сфера мгновенно отключается, конструкция становится жесткой, а крен пропадает. Совсем!

Со стороны это выглядело, как настоящая магия — ни один дорожный автомобиль в мире так не умел. Но инженеры Citroen решили, что и здесь останавливаться ещё рано. Японские компании хвастаются навороченными полноуправляемыми шасси? Значит, сделаем свое — только без дурацких компромиссов, когда угол поворота задних колес составляет всего пару-тройку градусов. Пускай рулят так же активно, как и передние! Всего-то и надо, что приладить к каждому из них по гидравлическому приводу и электромотору, который по команде компьютера будет создавать нужное давление.

А раз компьютер уже соображает, куда и как поворачивать задние колеса… Верно, ему ничего не мешает точно так же управлять и передними! Долой рейку и рулевой вал, сделаем-ка полноценную систему дистанционного управления, как в самолетах. И, коль скоро вместо руля у нас получился джойстик-контроллер, сделаем его прямоугольным, а максимальный угол поворота ограничим 60 градусами, чтобы водитель вообще не вспоминал о перехватах.

В итоге немаленький (4750 мм) седан с невероятной легкостью заезжал даже в тесные парковочные карманы, умел разворачиваться на пятачке диаметром всего 9 метров, а при желании и вовсе можно было включить «режим краба» — как у современного GMC Hummer EV и некоторых других электрокаров.

Да-да, одна из фишек Активы добралась до серийного производства только через 30 с лишним лет — и даже сейчас остается экзотикой. Настоящего «руля по проводам» до сих пор нет ни у кого, если не считать Infiniti Q50, да и активные стабилизаторы встретишь далеко не на каждой машине. Представляете, как всё это выглядело в 1988 году?

В остальном концепт был не столь инопланетным, но всё же находил, чем удивить. Тут вам и двери с электроприводом, и проекционный дисплей, и жидкокристаллический центральный экран с навигацией (на дискетах!), и автоматически регулируемый задний спойлер, и необычная передняя оптика с парой маленьких ламп и сложной системой зеркал, как в некоторых современных диодных фарах.

А самое важное, что Activa была не шоу-каром, а полностью функциональным образцом с трехлитровым мотором V6 на 220 сил и полным приводом. Она умела делать всё, что заявлял пресс-релиз, и задумывалась именно как четырехколесная испытательная лаборатория для серийных технологий.

Так, всего через год в продажу выходит флагманский Citroen XM с регулируемой подвеской Hydractive, а в 1995-м появляется Xantia Activa, где реализована система подавления кренов. Справедливости ради, не первая в мире: ещё в 1990 году Toyota предложила опцию Active Control Suspension для Селики, а следом и для большого купе Soarer. Но там она была реализована иначе, через четыре гидравлические стойки — похожим путем пойдут инженеры Mercedes-Benz, создавая систему Active Body Control для модели CL (C215).

И опять же, мы говорим об элитном Мерседесе и крайне нишевых Тойотах: антикренная Celica была выпущена тиражом всего в 300 машин, а Soarer с такой опцией заказали всего 864 клиента. Для сравнения, Xantia Activa — это более 18 тысяч экземпляров и до сих пор никем не побитый рекорд скорости в «лосином тесте» шведского журнала Teknikens Värld — 85 км/ч. Обогнать ничем не примечательный с виду хэтч не могут даже современные суперкары!

Но не кажется ли вам, что французы распорядились потенциалом концептуальной Активы как-то… Бестолково? Если да, то вам не кажется. Дело в том, что машина реально должна была стать серийной — пусть и в несколько упрощенном виде. В 1990 году элегантное купе Activa 2 сверкало на Парижском автосалоне — формально в статусе прототипа, но уже на платформе XM и вообще без решений, которые были бы непригодны для конвейера.

Конечно, с компьютерным рулением и полноуправляемым шасси пришлось попрощаться — а вот остальное сохранилось: и адаптивная подвеска с активными стабилизаторами, и цветной ЖК-экран на передней панели, и аэродинамичный кузов с достойным и по сей день коэффициентом лобового сопротивления 0,28. На второй Активе даже давали покататься журналистам, которые остались в полном восторге — и казалось, что фантастический SM из семидесятых вот-вот получит достойного наследника…

Но в последний момент французы дали заднюю. Видите ли, эти удивительные ребята, которые только тем и занимались, что бросали вызов всему миру, вдруг засомневались — а достаточно ли, мол, у нас имиджа, чтобы конкурировать с производителями дорогих купе? А вдруг публика не поймет, а вдруг никто не станет покупать такую необычную машину, а не окажется ли затея убыточной? И ладно бы дальше они так и остались на прагматичном, осторожном пути, но нет — спустя 15 лет в продажу поступит совершенно неземной флагманский C6, который будет стоить, как Mercedes-Benz или BMW и поэтому окажется полным провалом. Говорим же — инопланетяне!

motor.ru
Other Citroen
1919 Citroen Type A, 1932 Citroen Tipo 6C Coupe Cabriolet Regina d’Italia (Touring), 1934 Citroen Traction Avant, 1949 Citroen 2CV, 1955 Citroen 2CV (Allemano), 1955 Citroen DS, 1956 Citroen C-10 Coccinelle, 1960 Citroen C-60, 1961 Citroen Ami 6, 1970 Citroen SM, 1972 Citroen Camargue (Bertone), 1973 Citroen Buggy GS (Heuliez), 1974 Citroen CX, 1980 Citroen Karin (Coggiola), 1981 Citroen Xenia (Coggiola), 1982 Citroen BX (Bertone), 1984 Citroen Eco 2000, 1986 Citroen Aventure (Sbarro), 1986 Citroen BX Dyana (Heuliez), 1986 Citroen Eole, 1986 Citroen Xanthia, 1986 Citroen Zabrus (Bertone), 1988 Citroen Activa, 1990 Citroen Activa II, 1990 Citroen Scarabee D'Or (Heuliez), 1992 Citroen Citela (Heuliez), 1994 Citroen Xanae (Heuliez), 1996 Citroen Berlingo Bulle (Heuliez), 1996 Citroen Berlingo Coupe de Plage (Bertone), 1996 Citroen Berlingo Grand Large, 1998 Citroen C3 Air, 1998 Citroen C-3 Concept, 1998 Citroen Calao (Sbarro), 1999 Citroen C6 Lignage, 1999 Citroen Pluriel, 2000 Citroen Osmose, 2001 Citroen C-Crosser, 2001 Citroen Osee (Pininfarina), 2002 Citroen C-Airdream, 2003 Citroen Bourlingueur (Sbarro), 2003 Citroen C2 Sport, 2003 Citroen C-Airlounge, 2004 Citroen C4 Sport, 2005 Citroen C-Airplay, 2005 Citroen C-SportLounge, 2006 Citroen C-Buggy, 2006 Citroen C-Metisse (Stola), 2007 Citroen C5 Airscape, 2007 Citroen C-Cactus, 2007 Citroen Cruise Crosser (Sbarro), 2008 Citroen GT, 2008 Citroen Hypnos, 2009 Citroen DS Inside, 2009 Citroen REVOLTe, 2010 Citroen DS High Rider, 2010 Citroen GQ, 2010 Citroen Lacoste, 2010 Citroen Metropolis, 2010 Citroen Survolt, 2011 Citroen Tubik, 2012 Citroen Numero 9, 2013 Citroen Cactus, 2013 Citroen DS Wild Rubis, 2013 Citroen Technospace, 2014 Citroen C1 Swiss & Me, 2014 Citroen C1 Urban Ride, 2014 Citroen C4 Cactus Adventure, 2014 Citroen C4 Cactus Airflow 2L, 2014 Citroen C-XR, 2014 Citroen Divine DS, 2014 Citroen DS 3 Ines de La Fressange Paris, 2014 Citroen DS 5LS R, 2015 Citroen Aircross, 2015 Citroen Cactus M, 2016 Citroen CXperience, 2017 Citroen C-Aircross, 2019 Citroen 19_19, 2019 Citroen Ami One, 2022 Citroen Oli, 2024 Citroen C5 Aircross
Comments
akram safarian
Monday, November 1, 2010
i am a student in master of industrial design.could you please send to me a blueprint of this concept.
Иван
Tuesday, April 19, 2011
В журнале «За рулем» № 2 за 1989 год об этом прототипе написано: «У «Ситроена-актива» — бесстоечный кузов, с распашными дверями. Разумеется, обеспечить несущему кузову достаточно высокую жесткость на скручивание — непростая инженерная задача. Для контроля и изменения, в зависимости от внешних условий, характеристик подвески колес, усилителя руля, тормозов в «Активе» применены гидравлические исполнительные механизмы и электронные управляющие устройства. Так, усилитель руля в зависимости от скорости движения по команде бортовой ЭВМ изменяет прилагаемое к управляемым колесам исполнительное усилие. Рулевое же колесо — не более чем командный орган, требующий малого угла поворота (60° в каждую сторону).» От себя хочу заметить, что автомобиль построен по популярной в то время колесной схеме 4x4x4, что значит что все колеса не только ведущие, но и управляемые.
Также по материалам журнала «За рулем»: Двигатель шестицилиндровый с рабочим объемом 2849 м³, мощностью 220 л. с. Коэффициент аэродинамического сопротивления автомобиля (Cx) равен 0,25. Максимальная скорость 250 км/ч.
Discuss this car
Author
E-mail
Add your comments