|
1972 Lotus Esprit (ItalDesign)
Lotus Esprit (ItalDesign), 1972
Яркий, агрессивный клиновидный стиль проекта Джорджетто Джуджаро M70, который так понравился Колину Чэпмену, задал новый тон 70-м.
Lotus Esprit (ItalDesign), 1972
Lotus Esprit (ItalDesign), 1972
Lotus Esprit (ItalDesign), 1972
Colin Chapman and Giorgetto Giugiaro with the new Lotus Esprit in 1972.
Lotus Esprit (ItalDesign), 1972
Images: ItalDesign; Lotusespritturbo.com
#9 - The 100 most beautiful cars (The Daily Telegraph)
The Lotus Esprit was conceived in an era of much optimism, when car manufactures where commissioning radical, futuristic concept cars.
The Lotus Esprit concept car was first displayed at the Turin Motor Show in 1972, designed by Giugiaro from Ital Design. Work began on the car in mid-1971, and was completed before the end of the year, as a full-size mock-up. A second more advanced car, based on the Europa chassis, followed in 1972. It was originally dubbed as special-bodied Europa, as it was built on a lengthened, widened version of the Europa’s steel backbone chassis, with a longer wheelbase. The response from the public at the Turin Motor show was positive, so Colin Chapman decide to put the car into production. The final design for the M70 was completed in the latter half of 1973. Many details of the Europa-based prototype remained in the final Lotus Esprit production car.
У него было всего 4 цилиндра, но выглядел он не менее экзотично, чем 8-цилиндровые суперкары. Да и родом он из Норфолка, а не из Модены. И предки у него — лишь горсть кит-каров, а не династия породистых скакунов. Но в то же время он является наследием чемпионатов Формулы 1, и дизайн его — дело рук Джорджетто Джуджаро. У Lotus Esprit просто не было иного выхода, кроме как стать героем автомобильного фольклора.
Колин Чепмен, основатель Лотуса и человек, умевший вести дела в условиях жесткой ограниченности бюджета, вышел на рынок самых богатых клиентов в 70-х. Концепт-кар стал сенсацией на автошоу 1972 года в Турине: все глаза были прикованы к новому творению ателье Джуджаро ItalDesign, и было совершенно ясно, что будущее автомобилестроения — за острыми формами. Прошло 4 года, и Esprit стал реальностью, практически не изменившись со дня своего дебюта. Elan — олицетворение спортивной машины 60-х — стал историей.
Всемирная слава пришла в 1977 году, когда Esprit (а точнее модель, модифицированная Q настолько, что могла плавать) стал напарником Роджера Мура в новом фильме о Джеймсе Бонде «Шпион, который меня любил».
В 80-х пришло время для большей мощи, и появился Turbo Esprit с турбированным мотором 2.2 литра, развивавшим 210 л\с, (оригинальный атмосферный мотор имел объем 2 литра и 160 л\с), и лучшей отделкой. Он все еще оставался лезвием бритвы на колесах, однако к середине 80-х эти резкие линии стали уж слишком классическими. Фанатам суперкаров хотелось плавных изгибов и спойлеров. В сравнении с Ferrari 348tb и старым (но существенно доработанным) Porsche 911 Esprit выглядел несколько хрупким.
На помощь пришел Питер Стивенс, переработавший оригинал Джуджаро и представивший публике обновленный Esprit в 1987 году.
Сегодня Питер Стивенс является главным дизайнером MG Rover, и модель MG X Power SV — его рук дело. К тому же вы могли слышать о нем как о дизайнере McLaren F1. Но в 80 он не мог, в отличие от Годфре, начать с чистого листа. У него уже была ходовая часть оригинального Esprit. «Esprit — это один из лучших дизайнов Джуджаро, а я большой почитатель его работы. Я довольно сильно волновался, когда представляли мой Esprit — ему он понравился» - вспоминает Стивенс.
А надо сказать, что машина изменилась со временем. «Esprit пошел по стопам Countach: вычурный, аляповатый. Он потерял свою чистоту. Мне же хотелось вернуть именно его изначальную чистоту и восстановить аэродинамические показатели. Коэффициент лобового сопротивления нам удалось снизить до 0.34».
Проект обошелся в 1.1 млн. фунтов (просто карманные деньги по меркам автодизайна 80-х), над ним работало всего 6 человек, у них даже не было надлежащей студии. «Мы работали в модельной мастерской, так что у нас даже не было возможности взглянуть на машину с расстояния более метра. В результате у нас появился новый экстерьер, и к тому же две передняя и задняя части кузова теперь соединялись по-новому, более аккуратно. Я привык работать с запатентованными деталями — у нас тогда было купе Toyota Corolla 16V, я и взял ее задние фары за основу для зада Esprit».
Деньги были истрачены до копейки. «Технический директор Майк Кимберли выдал мне еще 11 000 фунтов, так чтобы я мог переработать дверные панели». А что с зеркалами от Citroen CX? «Производитель предложил мне всё необходимое за 50 000 фунтов — посмотрите, как много машин последствии использовали эту идею!»
В Esprit есть чувство спортивного автомобиля, что просто великолепно, когда настроение соответствующее. Но у него не получается тот самый фокус, который под силу настоящим GT — ездить, не утомляя. Появляется ощущение, будто в этой модели была утеряна та традиционная деликатность Lotus, и Esprit стал спортивной машиной высшего класса. Широкие шины говорят о том, что ко всему еще несколько пострадала острота управления.
Да, Elise стал настоящим спасителем Лотуса. Конечно, был еще и Esprit V8 с 1996 года, затем S4, да и компания неплохо вела дела в качестве консультанта в нелегкие времена. Esprit прожил долгую жизнь, но, несмотря на многие чудесные моменты, это было не самое спокойное время. Машина была снята с производства в 1994 году, ознаменовав тем самым закат эпохи рубленых форм суперкаров. И одной из причин тому стали истощившиеся запасы КПП, которые Renault перестали выпускать десятью годами ранее.
Source: Lotusespritturbo.com; «Кумир и выскочка», Антон Пшеничный - Автомобильный журнал «Ласточка GT»
|
|
|