1961. Этот год запомнился первым полетом человека в космос и возведением Берлинской стены. Испытанием водородной бомбы в СССР и самоубийством Эрнеста Хемингуэя. Началом Вьетнамской войны и скандальным раскрытием советской агентурной сети в Лондоне. А для автомобильного мира он навсегда останется в памяти как год появления легендарного
Jaguar E-Type.
Премьера E-Type прошла в Швейцарии, на автосалоне в Женеве 1961 года. С первого дня выставки автомобиль своей красотой затмил все вокруг — стенд Jaguar оказался в центре всеобщего внимания, а от желающих приобрести новинку не было отбоя!
Буквально через месяц после европейской премьеры E-Type показали и в Северной Америке, ключевом рынке для «Ягуара». Его премьере на автосалоне в Нью-Йорке в апреле 1961 предшествовала мощная пиар-компания в средствах массовой информации. Автомобиль позиционировался как дорогая эксклюзивная вещица, доступная лишь избранным. Даже журнал Playboy принимал участие в раскрутке E-Type: на страницах журнала Jaguar E-Type постоянно оказывался в компании разной степени обнаженных девиц. Даже во время премьеры в Нью-Йорке автомобиль представляла восходящая звезда Playboy — Marilyn Hanold. Так что американская богема заметила этот автомобиль сразу. И моментально в него влюбилась.
Машина получилась на редкость красивой. Даже Энцо Феррари — тот еще знаток и ценитель автомобильного искусства — увидев E-Type, сказал, что это самый красивый автомобиль из когда-либо созданных человеком. С подачи Playboy, модель стала популярной среди музыкантов и киноактеров, которые предпочитали его «банальным» Corvette, Mustang или более дорогим и престижным Ferrari и Maserati. Так что сегодня трудно вспомнить какую-нибудь звезду 60-х, в гараже которой не было бы красавца E-Type. Или все-таки — «красавицы»? Половую принадлежность автомобиля установить довольно трудно. Одни воспринимали E-Type как исключительно мужской автомобиль, считая его длинный капот явным намеком на мужское начало. Для других E-Type — изящная породистая английская «кошка», с хитрым прищуром глаз и соблазнительно выпуклыми боками. В одном сходились и те, и другие — более красивого и элегантного автомобиля в мире не было.
А ведь его цена была вполне демократичной, особенно с учетом мощного двигателя под капотом и «королевского» происхождения. В Америке за авто просили $5600, что было в несколько раз дешевле самого доступного «Феррари».
Техника
Первые экземпляры Jaguar E-Type оснащались рядными 6-цилиндровыми двигателями, объемом 3,8 л. Мощность составляла солидные 265 л. с. и обеспечивало более чем впечатляющую динамику — автомобиль разгонялся до 240 км/ч! С появлением в гамме купе 2+2 этот двигатель был заменен на новый, объемом 4,2 л. Этот двигатель обладал большим крутящим моментом при равной мощности, но динамику он не улучшил (разгон до 100 км/ч составлял 7,1 с.).
Но не только мощным двигателем мог похвастаться новенький «Ягуар». Машина оснащалась дисковыми тормозами (что в то время было атрибутом лишь матерых рейсеров), имела полностью независимую заднюю подвеску и многие технические решения заимствовала у гоночных авто.
С самого начала Jaguar E-Type был доступен в двух вариантах кузова — родстер и купе (Fixed Head Coupe). В последствии к ним добавился и третий вариант — купе 2+2 с удлиненной базой, созданное специально для американского рынка.
Версии
На протяжении 14 лет производства в дизайн и конструкцию E-Type постоянно вносились некоторые изменения — касавшиеся то технической начинки, то внешности или интерьера автомобиля.
«Ягуар E-Type» пользовался популярностью по обе стороны океана, и все же дизайнеры решили немного освежить внешность английской «кошки». Первая более-менее серьезная модернизация была проведена в 1969 году. Фактически, это был первый рестайлинг немолодой уже модели (после премьеры прошло уже 8 лет). Внешне машины этой серии отличались только незначительными штрихами — передние фары лишись «плафона», появились новая решетка радиатора, задний бампер и новые задние фонари. Салон был переработан с особой тщательностью — появились абсолютно новая передняя панель, болеe комфортные кожаные кресла, автомобили стали комплектоваться кондиционером. Под капотом также произошли некоторые изменения — была переработана система охлаждения двигателя, улучшена шумоизоляция и увеличен диаметр тормозных дисков. Обновленный автомобиль получил название
E-Type Series II.
Jaguar E-Type Series III. Прошло всего лишь два года, как в 1971 году E-Type снова подвергся модернизации — на этот раз уже в последний раз в своей жизни. Автомобили Series 3 наконец-то получили мощный 6,3-литровый V12, который превратил обаятельный E-Type в агрессивного и злого монстра (272 лошади под капотом разгоняли E-Type до «сотни» за 6,6 секунды!). Естественно, агрессия и злость никак не проявлялись внешне, и снаружи E-Type по-прежнему был очень элегантным и гармоничным авто. Хотя некоторые изменения в дизайне все же произошли — для имплантации 12-цилиндрового двигателя пришлось несколько удлинить капот — но это только прибавило сексуальности и привлекательности облику «Ягуара».
E-Type Lightweight — чистокровный спортсмен, созданный специально для гонок. Подобно современным Gallardo Superleggera или F430 Scuderia, автомобиль был максимально облегчен и модернизирован для участия в спортивных соревнованиях. В салоне осталось лишь самое необходимое — максимально упрощенная панель приборов и жесткие спортивные сиденья. В салоне даже сняли внутренню обшику — все для экономии веса. Мощность 3,8-литрового двигателя удалось поднять до 320 л. с., что вкупе с легким кузовом обеспечивало просто ураганную динамику — 287 км/ч максимальной скорости! И все же, полноценного конкурента для Ferrari 250 GTO так и не получилось. Подвеска Lightweight ничем не отличалась от обычных E-Type, поэтому в сражении с Ferrari на трассе у нее не было никаких шансов. E-Type Lightweight так и не выиграл ни одной гонки. Первоначально планировалось выпустить 18 таких автомобилей, но в итоге было собрано около десятка.
E-Type Low Drag Coupe — одна из самых редких версий E-Type. Он имел немного видоизмененный кузов (созданный из стандартного «купе») и модернизированный двигатель, объемом 4,5 л (мощностью 320 л. с.). Самой редкой версией E-Type ему мешает быть еще более редкая версия E-Type Series 3 c шестицилиндровым двигателем 4.2 л. Всего за 14 лет было продано более 72 тысяч E-Type всех версий, причем более 60% автомобилей получили американскую прописку.
Мировой финансовый кризис середины 70-х погубил множество прекрасных автомобилей, не стал исключением и Jaguar E-Type. Казалось бы — только-только стартовали продажи мощнейшей 12-цилиндровой версии, как все резко перевернулось с ног на голову. Цены на топливо взлетели до таких высот, что даже богатые и расточительные прежде американцы стали отказываться от больших и прожорливых автомобилей. Последние E-Type были выпущены в 1975 году, всего 49 машин. Все они были окрашены в черный цвет, словно символизируя печаль. Последним с конвеера на заводе в Ковентри сошел черный родстер с двигателем V12, который занял почетное место в фирменном музее.
Стоимость сегодня
Как и полвека назад, сегодня E-Type предлагается по достаточно демократичным ценам, которые варьируют от 10 тысяч евро за машинокомплекты — до 50 тысяч за достаточно ухоженные экземпляры. Эдакий «бюджетный» олдтаймер. Ведь для E-Type, ставшего символом целой эпохи и до сих пор являющимся примером исключительного стиля и красоты это совсем небольшие деньги.
Source: «Верх красоты» (Евгений Бутт), Журнал «Мотор» 4-2007; «Одним прыжком», Сергей Гладкий - Автомобильный журнал «Ласточка GT»