|
1961 Chrysler TurboFlite (Ghia)
Chrysler TurboFlite, 1961 - 'X101 Turbo' Styling proposal by Michael Cody
Chrysler TurboFlite, 1961 - 'X101 Turbo' Styling proposal by Michael Cody
Chrysler TurboFlite, 1961 - Design Sketch
Chrysler TurboFlite (Ghia), 1961
Chrysler TurboFlite (Ghia), 1961
Chrysler TurboFlite (Ghia), 1961
Chrysler TurboFlite (Ghia), 1961
Chrysler TurboFlite (Ghia), 1961
Chrysler TurboFlite (Ghia), 1961
Chrysler TurboFlite (Ghia), 1961
Chrysler TurboFlite (Ghia), 1961
Chrysler TurboFlite (Ghia), 1961
Chrysler TurboFlite (Ghia), 1961
Chrysler TurboFlite (Ghia), 1961
Chrysler TurboFlite (Ghia), 1961
Chrysler TurboFlite (Ghia), 1961
Chrysler TurboFlite (Ghia), 1961
Chrysler TurboFlite (Ghia), 1961 - Interior
Images: Chrysler
1961 TurboFlite - The radical two-door coupe with a retractable flight cockpit-style roof canopy featured a prominent winged spoiler high over the rear deck. This design and aerodynamic feature would later be used successfully by the 1969-70 Dodge Charger Daytona and Plymouth Road Runner Superbird in NASCAR competition.
Released in 1961, and on display during the 1962 Chicago auto show, the TurboFlight concept was Virgil Exner’s last show car for Chrysler. As the name implies the car was powered by a third generation turbine engine. The entire canopy would lift up/down in sync with the doors opening/closing, and the headlights were retractable. A unique deceleration flap was mounted horizontally between the soaring tailfins. This was another collaborate effort between Ghia of Italy and Chrysler’s engineers.
Зачастую случается так, что креативные люди на определенном этапе своей жизни теряют запал, который горел в них в начале творческого пути. К счастью, эта участь обошла стороной Вирджила Экснера – главу дизайнерского департамента Chrysler, который занимал должность с 1953 по 1962 год.
Даже последние его творения были так же свежи и оригинальны, как и первые. Поэтому, когда Экснера на посту сменил Элвуд Энгел (а он раньше рисовал Ford и Lincoln), машины Chrysler стали гораздо более прозаичными. Но буквально перед своим уходом Экснер создал один из самых ярких прототипов Chrysler за всю историю марки – стремительный TurboFlite.
Как и в случае со многими концептами Chrysler экснеровской эпохи, кузов TurboFlite создавался в ателье Ghia, которое расположено в итальянском Турине. И хотя руководство «Крайслера» намекало Экснеру, что пора остановиться на чем-то более «земном», с каждым газотурбинным прототипом Экснер расширял границы дозволенного все шире и шире.
Его ранняя машина – знаменитый Chrysler Turbine Car – был автомобилем ярким, но куда более консервативным. Что, собственно, и позволило ему стать серийным.
TurboFlite был готов в 1961 году и впервые появился на публике в рамках автосалона в Чикаго 1962 года. Все в нем было передовым: и необычный дизайн Ghia, и газотурбинный двигатель третьего поколения. Особенную изюминку машине придавал купол крыши с панорамным остеклением, который приподнимался сразу же, как только открывалась одна из боковых дверей.
Кроме того, TurboFlite щеголял полоской фонарей во всю длину кормы (такое же решение впоследствии появится на Dodge Charger в 1966 году), а также высоким антикрылом в стиле автомобилей NASCAR начала 70-х – таких как Dodge Charger Daytona и Plymouth Superbird. Поскольку газотурбинная установка не позволяла тормозить двигателем, пластина заднего антикрыла была сделана подвижной – при нажатии на педаль тормоза она принимала вертикальное положение. Активная аэродинамика в 1961 году – только представьте себе!
Интересно были оформлены шины – помимо белых боковин, они имели белую полоску на протекторе, которая помогала следить за их изношенностью. В салоне удивляли огромные педали и голубая подсветка приборов. В центре приборного щитка располагались тахометр и датчик температуры выхлопных газов.
А вот силовой агрегат... Да, это был газотурбинный двигатель третьего поколения под названием C2A. Однако проблема заключалась в том, что данный мотор на тот момент существовал только в лаборатории, а на TurboFlite был установили его... деревянный макет. Да, концепт не был ходовым. Позднее С2А испытали на прототипе Dodge Dart, который смог успешно доехать из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк, но это отдельная история.
А концепт так и остался шоу-каром. И последней машиной работы Вирджила Экснера. Но его не забыли – год спустя после дебюта автомобиля на экраны вышел мультсериал «Джетсоны», чей летающий корабль был очень похож на TurboFlite, и имел похожий купол крыши, который открывался наверх. Вспомните об этом, если наткнетесь на этот мультсериал.
Source: Chrysler Design Institute; www.chicagoautoshow.com; motor.ru
|
|
|