09. Крепкие и мускулистые
Categories:
Car Design
| История автомобильного дизайна
Считалось, что кризисы в автомобильной промышленности США, сопровождающиеся непременной чередой застоев и обвальных падений продаж, так же естественны для этой страны, как и ежегодная смена листьев на кленах Центрального парка. Ведь после зимы всегда приходит весна.
Итоги 1958 г. напомнили, что хотя и существуют сравнительно длительные периоды благоденствия, но им тоже приходит конец. Складывалось впечатление, что монументальная цитадель американского автомобильного дизайна, возведенная А. Слоаном и Х. Эрлом, постепенно превращалась в некое подобие временного ярмарочного балагана из розового плюша с обильной декорировкой хромом и позолотой. Фоном этих изменений служили не только коммерческие успехи импортных малолитражек. Главные причины таились в глубинах американского общества тех лет.
Волею судеб, в качестве материального отображения кризисных процессов общественность выбрала автомобиль, до недавнего времени триумфально воплощавший своими необъятными размерами американскую мечту. Сейчас же, прислушиваясь к дребезгу декоративных накладок, люди все чаще задавались вопросом: а нужно ли все это? Ведь пока нация украшала автомобили килограммами хромированных молдингов в форме ракет и ломала голову над тем, в два или три цвета красить кузова, русские, например, запустили в космос искусственный спутник...
Закатывалось солнце целой эпохи автомобильного дизайна — «детройтского барокко», которая, несмотря на конкретную географическую привязку, имела ощутимое влияние на дизайн Старого света и Японии, чьи усилия по экспансии на североамериканском рынке ощущались все сильнее. Вначале — со времени прекращения выпуска Ford T — это касалось лишь секторов, считавшихся малоэффективными в плане отдачи вложенных в их производство долларов. Как сказал Генри Форд II : «Мини-автомобили — мини-прибыли». Первым предупреждением грядущей смены стиля стал провал фордовской модели Edsel, которая попросту не нашла своего покупателя. Помимо просчетов в маркетинге, на неудачу этой модели существенно повлиял ее дизайн, и, в частности, форма узкой вертикальной облицовки радиатора, спровоцировавшая обидное, но меткое прозвище — «лошадиное лицо». Вскоре проблемы со сбытом начинает испытывать и флагман стиля «детройтское барокко» Chrysler, объемы продаж фирмы сокращаются за год почти на 50%. Положение уже не спасали даже самые большие в Америке «хвостовые кили». Надо сказать, что службы маркетинга Большой тройки сравнительно давно отслеживали рост спроса на импортные автомобили. И если сбыт спортивных родстеров типа Austin Healey, MG и Jaguar удавалось контролировать заведя свой спортивный автомобиль Chevrolet Corvett, то часть рыночного сектора, на котором разворачивались продажи маленьких европейских и японских машин, оставалась вне досягаемости. На это можно было не обращать особого внимания до тех пор, пока за продукцией фирмы Volkswagen не выстроились первые очереди. Это могло означать лишь одно: маленький автомобильчик превратился из игрушки для рафинированных чудаков, населявших университетские городки Принстона, в полноценное средство транспорта. За эти годы «Жук» не изменился. Следовательно, изменилось американское общество. Для Детройта подобные — пока еще незначительные — деформации рынка со временем могли вырасти в проблему, и поэтому нужно было как можно быстрее выяснить, что же это такое: мода или устойчивая тенденция.
Как и в любом научном исследовании, вначале откорректировали термины. Определение «маленький» исключили как не соответствующее статусу страны Большого Каньона, Великих Озер и самых больших небоскребов. Так появился термин «компактный». Теоретически компактный автомобиль сделать было несложно: надо было лишь пропорционально уменьшить все объемы кузова и его детали. Но на практике сразу возникали проблемы. Так, если длину капота и багажника можно было сократить сравнительно легко, то уменьшить размеры салона без потери комфорта, к сожалению, не удавалось. Поскольку поступаться принципами большинство американцев не собиралось, виделся единственно реальный способ решения. Салон полноразмерного седана предстояло уменьшить либо на один ряд сидений (по этой схеме был создан Thunderbird 1957 г.), либо выполнить по схеме «2+2». Однако, как не мудри, сокращение базы всегда свойственно прежде всего моделям со спортивной ориентацией и на это обстоятельство сделал ставку GM, выпустив модель Corvair. К 1959 г. «компакты» были разработаны всеми членами Большой тройки, и на эти модели возлагались серьезные надежды по возвращению блудных детей-покупателей в лоно владельцев родных американских автомобилей. Например, в случае успеха программы, к 1962 г. на компактные платформы планировалось перевести все отделения GM, включая Cadillac. С точки зрения дизайна, наибольшие шансы на успех виделись у модели Corvair, обладавшей оригинальной внешностью и необычной для Chevrolet компоновкой.
Модели конкурентов — фордовский Falcon и Valiant от Chrysler — предназначались преимущественно тем, кто желал получить компактный, но традиционно американский автомобиль. В результате дизайн этих машин, сделанный вполне осознано и профессионально, выглядел все же несколько пресным. Chevrolet же делал ставку на нового клиента. По своей идеологии Corvair был подлинный «антиЖук». Использовав двигатель воздушного охлаждения и заднемоторную компоновку, этот автомобиль получил больший по объему багажник и более высокий уровень комфорта. Полная гамма кузовов включала четырехдверный седан, кабриолет и спортивное купе Corsa. На первый взгляд базовый кузов представлял собой обычный «трехобъемник», из схемы которого изъяли все сколько-нибудь оригинальное. Однако автору дизайна Н. Никлесу (N. Nickles) удалось найти новую выразительную пластику за счет так называемой «опоясывающей» подоконной линии, разработанной годом ранее для концепта Biscayne Motorama. Этот прием очень подходил Сorvair, поскольку опоясывающий рельеф замыкал динамику развития боковых горизонталей, а это делало форму более компактной. Недаром в истории автодизайна ни до ни после такого количества откровенного плагиата не было. Английский Sunbeam/ Hillman Imp, немецкие BMW и NSU Prinz, итальянский FIAT 1500, французские Simca 1000 и Renault R8, японская Mazda 800 и даже отечественный «Запорожец ЗАЗ 966» — все они сильно смахивали на «компакт» от Сhevrolet. Однако низкий и распластанный над дорогой Corvair, благодаря сильной спортивной ноте и новому имиджу, заметно выделялся из толпы автомобильных лжедетей лейтенанта Шмидта. Автором идеи стал приемник Х. Эрла — Вильям Митчелл (W. Mitchell). Элегантный, обладавший искрометным юмором Митчел буквально боготворил Эрла, однако приступив к работе, сразу стал заменять его команду. Он любил спортивные автомобили, скорость, а также хорошее виски... Одевался всегда безупречно и требовал того же от остальных. Заметив небрежность в одежде сотрудника, отправлял его домой переодеваться, обязательно крикнув вслед, что даже линолеум на его кухне выглядит лучше. Наверное только благодаря жестким и авторитарным методам руководства Митчелла Америка сравнительно легко и безболезненно рассталась с эпохой «детройтского барокко». И хотя его методы работы нравились далеко не всем, результат покорял абсолютное большинство.
Классической работой Митчелла принято считать модельный ряд GM 1965 г. Именно тогда появляется элегантный Pontiac Bonneville со сдвоенными вертикальными фарами и широченной хромированной накладкой по низу кузова, которая причудливо изгибалась у заднего колеса, отражала дорогу и придавала огромной боковине ощущение легкости и стройности. В этом же году меняется несколько инфантильный образ Chevrolet Impala, которая в одночасье превращается в плотно сбитый спортивный хардтоп-купе для знатоков, о чем сообщала интригующая надпись Super Sport на переднем крыле. Митчелл одним из первых понял, что врожденным недостатком небольших автомобилей (в особенности с трехобъемным кузовом типа седан) является неистребимый дух ущербности и неполноценности в сравнении с полноразмерными собратьями. Также он понял, что маленькое и компактное более естественно ассоциируется со скоростью и спортом, где по традиции экономили на весе и размере. Популярность модели Corvair только подтвердила его правоту и позволила энергично распространить новую идеологию на всю гамму продукции. Так через два года создается удивительно цельное и в тоже время разнообразное по пластике семейство автомобилей на переднеприводной платформе (Е-car) для трех отделений GM. В него вошли второе поколение Buick Riviera, атлетически сложенный Tornado, а также вызывающе элегантный Eldorado, чья эффектная форма передней части кузова получает название W-form и начинает широко использоваться стилистами других фирм.
О дизайне модели Tornado следует сказать особо. Здесь очень заметно обращение к стилю и деталям легендарного Cord 810 1933 г. В результате Tornado получил убирающиеся фары, узкую горизонтальную щель взамен традиционной прямоугольной решетки радиатора, а также выступающие на манер лезвий ножа кромки передних крыльев. Кузов выбрали также в соответствии со спортивным духом автомобиля — хардтоп-купе с эффектно падающей вниз линией крыши и багажника. Однако главной пластической особенностью кузова стали широкие задние стойки крыши, объединенные общей поверхностью с боковиной задних крыльев. Этот пластический прием вносил в облик Tornado атлетическую мощь, сравнимую разве что с рельефом накаченных мышц профессионального культуриста. Спустя некоторое время сходные решения появятся на многих автомобилях как американского, так и европейского производства, чья характерно близкая пластика позволит говорить о рождении нового стилевого направления второй половины 60-х годов — «Muscle cars» («Мускулистые автомобили»). Было очевидно, что основу декора (а он все равно присутствовал!) подпитывал образ гоночного автомобиля. Отметим прежде всего тенденцию к интеграции элементов кузова в монообъм и такие характерные детали, как широкие спортивные колеса с центральной гайкой и рекламным логотипом производителя покрышек, выполненного белой резиной, а также множество различных люков и рельефных заборников воздуха, которыми в избытке «щетинился» кузов гоночных болидов тех лет. Так, на Tornado и Riviera впервые передние и задние бамперы интегрировались с поверхностью кузова настолько сильно, что, если бы не покрытие хромом, их не было бы видно совсем. Кстати, зеркальное металлическое покрытие все чаще начинает заменятся на черное матовое — сначала на облицовках радиатора, а затем на панелях задка и всех остальных решетках. Спорт становился кумиром стилистов: кузовные поверхности бугрились «расколоченными» под более широкую резину арками колес, а на капотах все чаще можно было увидеть «ноздри» воздухозаборников, а то и выглядывающую в отверстие коробку воздушного фильтра. Кроме этого, Митчелла можно считать родоначальником метода стилизации ставших классическими форм автомобилей, выпускавшихся в 30-е и 40-е годы. Так в лучших традициях довоенного аэродинамического стиля им решается задняя часть кузова для модели Corvette 1963 г. Из-за перемычки заднего окна Митчелл готов был ругаться с технологами сутки напролет. Именно она отравляла жизнь кузовщикам, зато, по мнению стилистов, являлась жизненно важной составляющей всего композиционного замысла.
Обзор американского автодизайна 60-х — 70-х гг. не был бы полным без упоминания модели Ford Mustang, ставшей классическим примером грамотной маркетинговой политики, разработанной Ли Якоккой (L. Iacocca). Появление на свет этой разработки проходило на фоне черной полосы в жизни концерна Ford. Недавний провал модели Edsel принес убыток в 250 млн. долларов и, казалось, твердо убедил Генри Форда II в том, что любые перспективные исследования рынка дело если не гиблое, то убыточное точно. В этой связи новая модель рождалась как модификация «компакта» Falcon. Неспешный ход работ был резко форсирован после того, как менеджер по планированию продаж «увидел» новую модель настолько четко, что смог «завести» Якокку и всю его команду на круглосуточную работу в три смены. Вначале разработали социальный адрес машины и ее имидж. По имеющейся информации, потребитель жаждал увидеть дальнейшую генерацию Thunderbird, но в более демократичном секторе и предназначенную не только «для мужчин». В тоже время новая модель должна была по-прежнему оставаться машиной для «фанов» и любителей развлекательных поездок. Композицию основного объема кузова решили заимствовать от Lincoln Mark II, у которого был чрезвычайно динамичный силуэт благодаря очень длинному капоту и укороченному багажнику. Для «злости» на машину установили узкие, напоминающие лезвие ножа бамперы и глубоко посаженную в нишу облицовку радиатора с фигуркой бегущего мустанга. Кроме этого, машина имела хищный «нос а ля Maserati» и подчеркивающие боевой характер зарешеченные отверстия обдува задних тормозов, от которых впрочем, пришлось отказаться, так как пара решеток прибавляла 5 долларов к цене, а после провала Edsel приходилось экономить каждый цент.
Популярность Mustang превысила успех Falcon и принесла фирме большие прибыли. Думается, что большая доля успеха заключалась и в удачно найденном решении внешнего облика новинки. Это подтверждали и многочисленные подражания основному объему кузова с длинным капотом и коротким багажником. Аналогично формируются силуэты таких автомобилей, как Mercury Cougar, Chevrolet Camaro, Dodge Challenger, европейского Ford Capri и японской Toyota Celica. Идея динамичного силуэта была не нова и с успехом использовалась в 30-е и 40-е годы для формирования облика таких дорогих автомобилей, как Auburn и Duesenberg. В 70-е годы эта мода благодаря «Mустангу» вновь вернулась и начала быстро распространяться на сектор дорогих и престижных машин, таких, как Lincoln серии Mark и Cadillac Eldorado.
Итак, стиль 60-х приобрел характерную выразительность. Усилиями многих дизайнеров и стилистов массивная грациозность динамичных форм становится емкой характеристикой пластики, которая более не нуждалась в чуждом декорировании. Форма автомобиля приобрела выразительность за счет развития исключительно собственных достоинств индивидуального транспортного средства, которое, в отличие от ракет, имело четыре колеса и постоянный контакт с дорогой ...
Source: Н. Розанов, кандидат искусствоведения.
Журнал "АВТОМОБИЛИ", 9-1998