Kombat T98 - russian armored SUV for VIP transportation in a combat zone.
Все бронированные автомобили можно условно разделить на два основных класса. В первый из них входят те, что создавались изначально для нужд армии или полиции, а во второй – модифицированные варианты машин представительского класса. Для первых броня – это жизненно-важный элемент конструкции, а для вторых – скорее функциональное дополнение, обусловленное стремлением к максимальной безопасности. Автомобиль «Комбат Т-98» нельзя, пожалуй, отнести ни к первой, ни ко второй категории, он является исключением из правил. Эта машина, разработанная еще в 1998 году, во многом остается уникальной и сегодня.
После окончания Великой Отечественной войны в СССР бронированные автомобили практически не производились. Выпускались только единичные экземпляры для представителей высшего политического руководства страны. В 90-е годы, после распада Советского Союза, ситуация существенно переменилась. Надежная защита потребовалась, например, инкассаторам, которые из-за резкого роста преступности уже не могли, как это было еще недавно, передвигаться на обыкновенных серийных машинах.
О покупке бронированных автомобилей задумались в те годы и российские предприниматели, которые вполне обоснованно опасались как организованных преступных группировок, так и своих конкурентов – бизнес тогда был тесно переплетен с криминалом. Неудивительно, что вскоре возник постоянный спрос на бронированные версии популярных «иномарок». Главным недостатком подобных автомобилей являлась их непомерно высокая цена. Далеко не все «новые русские» могли позволить себе подобную роскошь.
Именно в таких условиях впервые заявило о себе частное конструкторское бюро, созданное Дмитрием Парфеновым. Этот талантливый инженер получил известность еще в 80-е годы, благодаря популярной советской телепередаче «Это вы можете», в которой демонстрировались созданные им уникальные образцы самодельных машин. Во время «перестройки» Парфенов и его соратник, Геннадий Хаинов, стали руководителями лаборатории перспективного макетирования легковых авто – особого подразделения НАМИ (научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт). В 1990-м году лаборатория закрылась, однако конструкторы смогли на её базе создать фирму («хозрасчетный центр») «Стиль».
Распад СССР чуть было не привел к краху эту компанию, однако к 1993-м году Парфенов сумел создать бронеавтомобиль для инкассаторов «Ладога». Новая машина, сделанная на основе широко известного армейского джипа УАЗ, оказалась достаточно успешной и нашла своего покупателя. Выпускался этот броневик мелкими партиями на Кировском заводе Санкт-Петербурга. Полученная прибыль позволила небольшому КБ заняться новыми перспективными проектами.
В 1998-м году, уже после того, как фирма «Стиль» была преобразована в компанию «Автокад», Дмитрий Парфенов задумался о разработке еще одного бронеавтомобиля – на этот раз уже не для инкассаторов, а для армии. На «целевое предназначение» машины указывало уже само название — «Комбат», а 98 – это год начала проектирования. Надо сказать, что в то время единственной «точкой отсчета» для создателей военных бронеавтомобилей являлся американский «Хамви» (HMMWV). Именно с ним поначалу «Комбат» и сравнивали, что в целом, конечно, некорректно.
Машина, придуманная Дмитрием Парфеновым, отличается от «Хамви» концептуально – она предназначена для перевозки высшего офицерского состава и генералитета, а не для «общеармейского» использования.
На изготовление первого экземпляра нового автомобиля ушло около двух лет. После этого «Комбат Т-98» несколько раз демонстрировался в ходе различных салонов и выставок. Машина сразу же привлекла к себе большое внимание – даже среди тех, кто увидел ее только на фото. Оригинальный дизайн, высокий уровень защищенности, а также свойственные для Т-98 отличные скоростные и технические характеристики сделали этот автомобиль настоящей «звездой». Тем не менее надежды на получение заказа от армии не сбылись – оставалось, таким образом, рассчитывать на довольно узкий круг состоятельных заказчиков, которым требовалось транспортное средство класса VIP, способное гарантировать их безопасность. Боевой машины из «Комбата» так и не вышло.
Мелкосерийный выпуск бронеавтомобиля первые годы осуществлялся в Санкт-Петербурге, однако в 2009-м году производство машины перенесли в Эстонию. Компания, силами которой осуществляется сборка, находится близ Таллина, в населенном пункте Лоо. Зарегистрирована она под названием ООО Combat Armoring Group.
Сколько всего было произведено таких автомобилей, точно сказать невозможно. В 2016-м году на некоторых ресурсах сообщалось, что существует не более шестидесяти «Комбатов». По другим данным, 60 единиц – это объем годового выпуска. Следует отметить, что в Латвии изготавливаются бронеавтомобили Dartz, представляющие собой слегка доработанный вариант «Комбата Т-98». В 2015-м году сообщалось, что 15 этих машин было приобретено полицией Сербии.
Основной причиной, по которой сборку перенесли за пределы России, стали правила ввоза товаров на территорию стран Таможенного союза. «Комбат Т-98» более чем на 90% состоит из иностранных комплектующих, поэтому изготавливать эти бронеавтомобили становилось выгоднее за границей.
Большинство узлов и агрегатов бронированного автомобиля «Комбат Т-98» выпускаются известной американской корпорацией General Motors в качестве комплектующих для внедорожника Chevrolet Suburban 2500 и пикапа Chevrolet Avalanche. Последний особенно похож по своему внешнему виду и общей концепции на машину, разработанную Дмитрием Парфеновым.
Говорить при этом о полном копировании, разумеется, нельзя – ведь ни одна из этих американских моделей не предусматривает установки какой-либо брони. «Творческое заимствование» позволяет немногочисленным обладателям автомобилей «Комбат Т-98» проходить техническое обслуживание и ремонт в сервисных центрах General Motors. Создать собственную сеть пунктов обслуживания и магазинов запасных частей компания Combat Armoring Group не сумела бы – она для этого слишком мала.
Бронированный автомобиль «Комбат» производится в настоящее время двух основных модификациях. Отличаются между собой они по типу кузова – седан или универсал. В первом случае на внутри машины могут разместиться до пяти человек, во втором – девять.
В варианте «универсал» имеется возможность установки дополнительного ряда сидений – тогда вместимость достигает 12 человек.
Отличительной особенностью автомобилей первых лет выпуска было отсутствие задней боковой двери с левой стороны. Конструкторы посчитали, что это дополнительно увеличит защищенность салона, особенно в месте, расположенном позади от водителя. Впоследствии, однако, изготавливались в основном кузова с обычным набором боковых дверей с обеих сторон.
В крыше машины имеется люк, предназначенный не для вентиляции, а для экстренной эвакуации пассажиров и водителя. Предполагалось, видимо, что в верхнем проёме можно будет установить пулемет на турели, как это сделано в американском «Хамви», или на «Тигре», разработанном компанией ГАЗ, но военным, как уже отмечалось, машина не подошла. Следует отметить, что если в кузове «седан» такой люк прорезан «по умолчанию», для «универсала» его делают только по заказу – там экстренная эвакуация выполняется через задние двери.
Интерьер салона в комплектации VIP в целом совпадает с тем, что можно увидеть внутри автомобилей Chevrolet Tahoe, выпускавшихся в начале «нулевых» годов. Для отделки широко использовано дерево – из него изготовлена часть приборной панели, крышка «бардачка», подлокотники и некоторые другие элементы. Сиденья и руль обтянуты настоящей натуральной кожей.
Дизайн производит хорошее впечатление, но современному уровню представительских автомобилей премиум-класса он уже не соответствует. Впрочем, каждый покупатель может внести в оформление салона собственные коррективы при заказе машины.