|
1998 Fiat Multipla
Fiat Multipla, 1999-2001 - Interior
Bilder: Fiat
"Multipla" is a time-honored name for Fiat. The company made an adorable microvan by that name in the '50s and '60s, based on the Fiat 600. The Multipla that appeared in 1998 was anything but adorable. With its strange high-beam lenses situated at the bottom of the A-pillars (base of the windshield), the Multipla looked like it had several sets of eyes, like an irradiated tadpole. It had this weird proboscis out front and a bulky, glass cabin in back, and the whole thing was situated on dwarfish wheels. I rented one of these in Europe and it worked beautifully, but it was just so tragic to look at. The Multipla (and the Aztek and the Consulier GTP) reminds us that cars cannot just work beautifully. They have to be beautiful. At least they can't look like this.
www.time.com | The 50 Worst Cars of All Time
Multipla стала своего рода перерождением не менее экстравагантного заднемоторного микровэна Fiat 600 Multipla пятидесятых годов, который навсегда запомнился расположением запасного колеса в ногах переднего пассажира — до такого не додумались даже конструкторы Нивы!
В девяностых годах Fiat как раз переживал небывалый подъем: годовые продажи подскочили почти в два раза по сравнению с уровнем восьмидесятых, новые модели концерна (Punto, Brava/Bravo, новинки Alfa Romeo) раз за разом становились автомобилями года.
В общем, идеальные условия, чтобы поверить в себя и подумать, что рынок простит тебе что угодно, ведь всё с надписью Fiat превращается в золото. Renault Megane Scenic тогда как раз открыл класс компактных минивэнов и быстро стал бестселлером, так что новый Fiat должен был побороться за эту лакомую нишу и всего лишь быть еще лучше.
Кузов было решено сделать компактнее: всего четыре метра! Салон вместительнее: не на пять, а шесть человек. Цена, конечно, ниже. Говорят, чтобы выполнить задание, дизайнеры тогда просто поставили шесть стульев и нарисовали вокруг автомобиль.
Передний ряд кресел стал трехместным — из-за этого, скажем, ручник в Fiat Multipla находится слева у двери, а огромная подушка безопасности переднего пассажира рассчитана на двух человек.
Пол сделали ровным, крышу очень высокой, а ширину под стать большим представительским седанам — так инженеры пытались компенсировать очень короткую длину салона.
В общем, получился очень необычный двухуровневый кузов, где снизу Multipla выглядела как обычный семейный хэтчбек, а сверху как однообъемный минивэн с огромной площадью остекления и еще одной парой фар.
Образ новой модели получился настолько необычным и авангардным, что новинка Fiat даже была выставлена как шедевр индустриального дизайна в Нью-Йоркском Museum of Modern Art.
Автожурналисты тоже приняли Multipla тепло: минивенчик зарекомендовал себя как отличная семейная машина, был приятен в управлении, но первый тревожный звоночек уже прозвучал.
Продажи новинки не задались: за пределами Италии Fiat Multipla покупали неохотно — в целом в Европе удавалось продавать только несколько десятков тысяч минивэнов в год.
Рестайлингом Fiat попытались обратить на Multipla внимание более консервативной публики, но из необычного автомобиль теперь превратился в пресный. Дизайн же первой версии по прошествии времени порастерял эпатажный дух и теперь казался просто некрасивым экспериментом.
Так год за годом Fiat прописался в рейтингах самых уродливых автомобилей в истории, а потом и стал их частенько возглавлять. «Мультиплу» накрыла новая вторая волна очень сомнительной популярности, тогда как ее более скучная рестайлинговая версия продолжала выпускаться в том или ином виде аж до 2013 года — последней версией минивэна был китайский лицензионный электромобиль Zotye M300.
motor.ru | Три грустные истории самых некрасивых автомобилей
Представленный в 1998 году минивэн Fiat Multipla называют «самым уродливым автомобилем в мире», но при этом сам создатель дизайна итальянской модели не считает свое творение таковым. Что не помешало Роберто Джолито, который создал облик автомобиля, признать, что некоторые изменения в экстерьер минивэна стоило бы внести, но они оказались невозможными из-за технических ограничений в момент создания машины. А в остальном свое детище дизайнер считает полностью отвечающим требованиям класса подобных автомобилей.
В интервью журналу Der Spiegel Роберто Джолито заявил, что появившийся более 20 лет назад Fiat Multipla был, возможно, слишком радикальным для своего времени. Но дизайн не стал для модели проблемой. «О минивэнах следует судить не только по тому, красивы они или нет, а по их функциональности. Следует отметить, что все Multipla, выпущенные с 1998 по 2010 годы, без проблем продавались — это явный успех для такого класса автомобилей», — отметил специалист.
При этом автор машины, дизайн которой создавался в 1996 году, признался, что если бы смог вернуться в прошлое, то внёс бы изменение в экстерьер модели. Правда, только одно. «Единственное, что я бы сразу переделал, если бы можно было вернуться в 1996 год — это две фары в нижней части кузова. Эти фары были созданы для верхней части «лица» Multipla, а не для нижней», — объяснил Джолито.
«Мы очень поздно приняли решение установить фары снизу — нам пришлось разместить их под капотом из-за проблем с видимостью в густом тумане. Из-за нехватки времени нам пришлось выбрать те фары, которые были доступны на рынке», — отметил он. Напомним, что несмотря на свой дизайн, подвергающийся критике, Fiat Multipla экспонировался в Нью-Йоркском Museum of Modern Art. Минивэн специалисты оценили как шедевр индустриального дизайна за его облик.
motor.ru | 14 Августа 2022
|
|
|