ZAGATO AUTECH Stelvio (1989 - 1991) is the product of a collaboration between Zagato and Autech-Japan.
Рейтинги самых безобразных автомобилей мира — тема сколь заезженная, столь и безотказная. Редкий автомобильный ресурс в интернете или на бумаге отказывал себе в удовольствии попрыгать на косточках машин, которым не повезло родиться не то что красавицами, но даже серыми мышками. Жаль только, что фантазия авторов не слишком часто заходит за рамки джентльменского набора автомобилей-гуинпленов. Обычно в позорный котел кидают тех, кого не пнул только ленивый: идеального в своем безобразии
Pontiac Aztec, обладателя грации гиппопотама Ssang Yong Rodius, нежно любимого автором
FIAT Multipla. Порой даже хочется сказать: “Люди, постойте, оглянитесь! Вокруг еще так много автомобилей, над которыми можно вдоволь посмеяться!".
Когда в 1986 году Nissan на базе собственного отдела перспективных разработок организовал дочернюю компанию Autech — по сути придворное тюнинг-ателье — вряд ли кто предполагал, что первый же серьезный проект нового бренда бабахнет погромче гаубицы Петропавловской крепости. Надо понимать, что Autech или на японский манере “Отекку” появилась в тот прекрасный момент, когда дела местных брендов шли лучше не бывает. Деньги на проекты брали из тумбочки, то есть столько сколько нужно, а фантазии и даже причуды инженеров и дизайнеров не ограничивали никакими бухгалтерскими строгостями и стратегическим планированием.
Учитывая все это, ну и конечно, необходимость как следует преподнести новый бренд публике — в автомобильном бизнесе все идет согласно фразе Штирлица о том, что запоминается последняя фраза, только с точностью до наоборот — Nissan и Autech мелочиться не стали. Первым же автомобилем от “Отекку” должен был стать крутой спорткар. С этим никто даже и не спорил. За основу взяли шасси 2-дверного хардтопа Nissan Leopard в кузове F31 — одного из самых харизматичных, причем не только по названию, JDM-каров эпохи. Топовый “леопардовский” 3-литровый бензиновый V6 с турбонаддувом поддули еще немного — со стоковых 255 л.с. мощность скакнула до 280-ти. Что для второй половины 80-х считалось как угодно, только не кисло.
На самом деле, силенок под капотом было даже больше. Просто 280 л.с. в ту пору считался тем условным порогом мощности, который японские автопроизводители договорились не превышать. Во всяком случае, не превышать на бумаге. В реальности же “Леопард” от Autech располагал мощностью порядка 320 л.с., что даже в комплекте с 4-ступенчатым “автоматом” позволяло машине разгоняться до увесистых 245 км/ч. Казалось бы, задний привод и минимум вспомогательной электроники обещали массу острых драйверскихощущений за рулем, но в реальности Autech строил не столько канонический спорткар, а скорее машину класса GT — быструю и комфортабельную, раскрывающую свою истинную суть не в крутых виражах, а в путешествиях на дальняк. Впрочем, роль главного перца в этой кастрюле супа была в любом случае уготована не дорожным повадкам, а дизайну экстерьера. И, наверное, не надо спрашивать почему.
Многое можно было отдать за личное присутствие на встрече, где представители Autech принимали решение о стилистическом направлении будущего купе. Что двигало этими людьми? Что они хотели доказать? Предполагали ли как все выйдет на самом деле? Наверное, отчасти все-таки да. Ведь из всех кузовных ателье Италии свои йены японцы решили потратить не в Italdesign, Pininfarina или Bertone, а именно в Zagato — фирме, выше которой в рейтинге сумасбродных концепций и моделей во второй половине 80-х стояли, пожалуй, только творения безумца Луиджи Колани.
И как ведь все совпало. Заказ от Autech в миланскую карроцерию поступил в очень удачное время — Zagato (опять) переживала не лучшие времена и с радостью хваталась за любую работу. Ну а уж за деньги, которые посулили японцы, итальянцы пообещали исполнить любой каприз. Добавляем в этот гремучий коктейль из клокочущего желания шокировать и рабской исполнительности еще и компьютерные технологии, которые в конце 80-х только-только приоткрывали дверь в автомобильный дизайн, и уже не стоит удивляться, что Autech Zagato Stelvio AZ1 — да-да, господа “альфисти”, Stelvio! — получился именно таким каким он получился.
А получился он таким, что хочется хвататься за валидол. Или за топоры и вилы, это как кому нравится. Вообще-то, если попытаться разложить внешность “Стельвио” на составляющие, особенно подходя к машине сзади, ничего страшного до поры не происходит. Нормальный для 80-х профиль, чуть скучноватая, но приемлемая корма с фейковыми воздуховодами по бокам, весьма оригинальные колесные диски с воздухозаборником типа NACA — ничего подобного никто еще не делал. Кажется самое страшное уже позади — пронесло и слава богу! — но тут натыкаешься на переднюю часть Stelvio AZ1 и мгновенно теряешь дар речи.
Перевёрнутая улыбка решетки радиатора, придающая машине гримасу умирающего самурая, это еще полбеды, вы посмотрите что у машины по бокам капота! Что это? Расправляющая крылья белка-летяга или робот-трансформер, который заклинило в процессе превращения из автомобиля в автобот? Сложно поверить, но на самом деле это аэродинамические обтекатели… зеркал заднего вида! Да, это те самые “фендамиры” (заимствование от английского fender mirrors — зеркала на крыльях), обязательные на японском рынке вплоть до 1983-го, но часто появлявшиеся и на машинах более поздних лет выпуска. Мама мия...
Последним штрихом японско-итальянского шедевра стала цена. В Autech посчитали, что автомобиль не для всех (“не для всех” это еще слабо сказано) не имеет права быть доступным широким слоям населения. Отсюда, а также из длительного и дорогостоящего производственного процесса, подразумевавшего отправку готовых шасси из Японии в Милан, где мастера Zagato вручную (!) собирали каждый экземпляр, и взялся ценник почти в 18 миллионов йен. За эти деньги в то время покупались две Honda NSX или три Nissan Skyline GT-R. И ведь все это еще как-то умудрялись продавать! Из первоначального заявленного тиража в две сотни экземпляров собрано 104 машины. Кто-то возможно скажет, что это ровно на 104 больше, чем требовалось для поддержания гармонии во вселенной, но вкусы человеческие поистине неисповедимы.
Autech Zagato Stelvio AZ1 дебютировал в 1989-м и разумеется вся автомобильная пресса мира (да и не только автомобильная) с гиканьем и хохотом набросилась на творение дизайнеров “Дзагато”, соревнуясь в остроумии и едкости. Cамое занятное, что когда через некоторое время Autech и Zagato, прислушавшись к общему недовольному хору, убрали все спорные элементы “Стельвио”, представив
купе Gavia, интерес к значительно менее спорной модели оказался... еще меньшим. Выходит, есть что-то притягательное даже в самом отталкивающем...
Так или иначе, после 16 экземпляров Autech Zagato Gavia в Токио решили завязывать с нецелевыми расходами. Глупо вкладывать большие деньги в создание автомобиля, над которым хохочет вся пресса мира. Да, Autech удалось создать вокруг своего дебютного проекта много шума, вот только шум этот все больше был со знаком минус... В итоге, “Стельвио” и “Гавия” так и остались единственными автомобилями полностью разработанными фирмой Autech. В Zagato, разумеется, готовы были продолжать сотрудничество и даже представили еще пару концептов на шасси Nissan 300ZX, но ни
Bamboo, ни
Seta не пошли дальше стадии прототипов.
Занятно, что все герои этой драмы живы и здравствуют и по сей день. Autech во всю “тюнячит” “ниссаны” для японского рынка, при этом особо не сверкая собственной эмблемой, ну а карроцерия “Дзагато” продолжает, пусть и с видимым трудом, барахтаться в волнующемся океане автомобильного дизайна, готовая за соответствующее вознаграждение исполнить любой каприз платежеспособного клиента.