|
BMW Z1 (1988-1990)
The engineers working for the think tank first established as BMW Technik GmbH created a sensation with their first development. They pooled their ideas for a completely new vehicle concept in a two-seater roadster.
During this process, they developed a type of car that had virtually been forgotten in the mid-1980s. The first project was therefore already a perfect example of the very special approach being taken by the company.
The highlights of the BMW Z1 went far beyond the body design that was received with such rapturous acclaim by the public and the 125 kW/170 hp six-cylinder in-line engine that served as the power unit.
Development of this open sports car started in the second half of 1985, and ultimately this car was planned as a pilot project for innovative vehicle structures, the manufacture and application of new materials, and the optimisation of development processes.
The structure of the BMW Z1 comprises a monocoque-type steel chassis with a bonded plastic floor.
The car’s bodywork is made of special elastic plastics that are not sensitive to damage. New thermoplastic materials and sandwich components were used.
The comparatively high side sills provide a degree of protection for the passengers that had not previously been achieved in a roadster. The powered vertical sliding doors were the eye- catching visual highlight of the design.
Engineers developed a completely new suspension for the rear-powered wheels in order to ensure that the BMW Z1 with its top speed of 225 km/h also qualified with flying colours in the discipline of future-proof driving pleasure.
The so-called centrally spherical double wishbone system used for the rear axle formed the basis for the handling of the roadster, which resembled the performance of a go-kart.
This design was later to form one of the key factors in the agile handling experienced in the mid-range models of BMW, when it became the Z-axle in the BMW 3 Series.
The team at BMW Technik GmbH also achieved the aim of cutting down development times from a standing start.
Series production of the vehicle was launched three years after the start of the project. The BMW Z1 has achieved legendary status and was received with open arms by the highly sophisticated roadster fans.
In the period between 1988 and 1990, 8 000 vehicles were built. Even today, the BMW Z1 is a model for aficionados – even though the concept was originally not intended for series production.
Автомобили с открытыми двухместными кузовами «родстер» издавна создавали особую притягательность марке БМВ. Таких моделей до сих пор было лишь три: БМВ-315/1 и «328» в 30-е годы да БМВ-507 в конце 50-х. Выпущенные малым тиражом, они давно стали гордостью одних и мечтой других коллекционеров автостарины. Большой интерес к подобным машинам и необходимость иметь лишний козырь в борьбе с конкурентами побудил фирму возродить традицию. И вот в октябре 1988 года началось производство БМВ-Зет-1.
Разработкой этого автомобиля в течение трех лет занимались инженеры фирмы «Техник» — дочернего предприятия западногерманского концерна БМВ («Байерише моторенверк» — Баварский моторный завод). В задачи новой фирмы входит разработка новых идей в области компоновки, технологии и материалов для автомобилей. Отсюда и необычный индекс «Зет-1» — по начальной букве немецкого слова «цукунфт» — будущее. Итак, автомобиль из будущего или для будущего?
Крупных новинок в нем, пожалуй, три: кузов из пластмассовых панелей, укрепленных на несущем стальном каркасе, модернизированная задняя подвеска и несколько необычная компоновка: двигатель, приводящий задние колеса, расположен продольно позади передней оси (в пределах базы). Это обеспечивает оптимальное распределение нагрузки на оси (49 % на переднюю, 51 % на заднюю). Как утверждает фирма, дополнительная аэродинамическая сила, прижимающая к дороге заднюю ось, создается благодаря... специальной форме глушителя, корпус которого имеет профиль антикрыла.
Основную роль в создании кузова сыграла транснациональная химическая компания «Дженерал Электрик-Плэстикс» — одна из ведущих в области полимерных конструкционных материалов для автомобилей. Крылья и боковины, интегральные бамперы, капот и крышка багажника, двери и другие детали — из пластмасс. Из пластика выполнен и пол, приклеенный к стальному каркасу. Форма и конструкция каркаса обеспечили ему высокую жесткость на скручивание, а пассажирам — надежную защиту. Сплошное цинковое покрытие гарантирует долгую жизнь несущему основанию, а коррозионная стойкость пластмасс не нуждается в рекламе.
Кузов — двухместный, с анатомическими сиденьями. Интересна конструкция дверей: при нажатии на кнопку замка они опускаются в боковины, открывая проемы. Правда, довольно высокий порог требует известной ловкости при посадке и высадке, зато в оригинальности не откажешь! Кузов снабжен тентом, который легко монтируется и крепится к раме ветрового стекла с помощью двух замков, а в сложенном состоянии укладывается в нишу позади сидений, закрываемую крышкой заподлицо с панелями кузова.
Для новой модели выбран один из широко используемых фирмой БМВ шестицилиндровых двигателей (2494 см3, 170 л. с. /125 кВт при 5800 об/мин) с электронной системой регулирования параметров зажигания и впрыска бензина. Машина разгоняется с места до 100 км/ч за 8 секунд и достигает 225 км/ч.
Вопреки расхожему представлению (пластмассовый — легкий) двухместный автомобиль, хотя и компактный, получился довольно тяжелым — 1250 кг. Конечно, немалая доля массы приходится на силовой агрегат, узлы трансмиссии и подвески. Однако напрашивается вывод, что переход от цельнометаллического кузова к «пластмассовому» (в том виде, как он выполнен на «Зет-1») не приводит к заметному снижению массы.
Автомобиль изготавливают по технологии мелкосерийного производства (по сути дела, собирают вручную) — отсюда более чем скромный объем выпуска: шесть машин в день, то есть менее двух тысяч в год. Для фирмы, финансовое положение которой устойчиво, а престижность марки весьма высока, эта модель призвана играть роль символа, своего рода знака высокого технического уровня. Нельзя, однако, не видеть: сегодня машине мало иметь пластмассовый кузов, чтобы олицетворять будущее...
Quelle: BMW Technik GmbH; АМС, 1990
|
|
|