|
1959 Ghia Selene
Ghia Selene, 1959 - Interior
Ghia Selene, 1959 - Interior
Ghia Selene - В Москве на выставке в Сокольниках, 1962
Bilder: www.shorey.net; www.tom-tjaarda.net
Designer - Tom Tjaarda
A very talented man called Tom Tjaarda became one of GHIA’s main stylists, and he made a big impression with the 1959 Selene, a sort of super-sleek forward-control "people carrier’. Its follow-up, the Selene II of 1962, had a central driving seat and two rear seats facing backwards.
В 1959 году знаменитая итальянская дизайн-студия Carrozzeria Ghia S.p.A, ранее прославившаяся сотрудничеством с Chrysler и Alfa Romeo, представила публике новый концепт-кар Selene с 3 рядами сидений. Первый ряд располагался в переднем свесе, а кожухи передних колес - в пространстве между креслами первого и второго, направленного против движения, ряда. В разработке Selene принимали участие Том Тьярда (Tom Tjaarda) - американский дизайнер, живущий в Турине, Серджио Сарторелли (Sergio Sartorelli) под руководством Луиджи Сегре (Luigi Segre).
Selene была смелым концептом заднемоторного автомобиля вагонной компоновки. Макет неоднократно выставлялся и своим изяществом и оригинальностью компоновочного решения покорил многих.
Эта модель была привезена в Москву в 1962 году в рамках проходившей тогда в Сокольниках Итальянской промышленной выставки. В день открытия 28 мая в Сокольники приехал Никита Сергеевич Хрущев, где ему, в частности, руководством FIAT был продемонстрирован макет будущего автомобильного завода в Тольятти. А модель Selene располагалась как раз на выставочной площадке FIAT. Во время выставки проводились «круглые столы» и встречи итальянских конструкторов и дизайнеров с отечественными специалистами. Так произошло очное знакомство дизайнеров Carrozzeria Ghia S.p.A. с группой советских конструкторов под руководством Юрия Ароновича Долматовского. Это была знаменитая в СССР группа разработчиков автомобилей вагонной компоновки с задним расположением двигателя, таких, как легендарный НАМИ 013 (1951 год) и НАМИ 050 «Белка» (1955 год). В последний день выставки итальянская делегация решила оставить модель Selene в Москве. На мемориальной табличке было начертано: «Макет автомобиля «Селена» разработан и изготовлен художественно-конструкторской организацией Ghia (Турин, Италия). Подарен в 1962 г. конструкторам советских экспериментальных легковых автомобилей вагонного типа в знак единства технических идей и дружбы».
А дальше началась обычная советская неразбериха. Сначала, предполагалось, что Selene примет НАМИ. Но потом приняли решение о хранении модели в Политехническом музее. И начались её скитания по пыльным запасником. В конце 90-х годов про Selene вспомнили, и очевидно, не обнаружили на месте. Или кому-то было проще сказать, что модель утилизирована, вместо того чтобы откопать экспонат из под слоя пыли. В результате, и в отечественной и в иностранной прессе прошла информация о «безвозвратной потере знаменитого творения Тома Тьярди». Но, каково же была наше удивление и радость, когда из темного подвала на свет эвакуатор вывез знакомый силуэт Селены. Вооружившись фотографиями 1962 года, мы тщательно осмотрели модель. Нет никаких сомнений – это она. Тот же салон с затейливыми прожилками на обшивке кресел, та же «космическая» панель приборов, те же, резко очерченные, задние фонари. Жаль, что утрачен рулевой штурвал и фирменный шильдик, колеса с белыми боками. Но, самое главное - Selene вернулась.
А еще в 1968 году Владимир Семёнович Высоцкий написал красивую лирическую «Песню о двух красивых автомобилях». В ней упоминается название Селена. Поскольку других автомобилей с таким названием не было, мы можем смело утверждать, что поэт имел в виду модель фирмы Ghia.
Без запретов и следов,
Об асфальт сжигая шины,
Из кошмара городов
Рвутся за город машины,
И громоздкие, как танки,
"Форды", "Линкольны", "Селены",
Элегантные "Мустанги",
"Мерседесы", "Ситроены".
Quelle: AUTO LEMON; Андрей Геронин - www.auto-retro-museum.ru
|
|
|