|
1936 Fiat 500 Topolino
Bilder: www.shorey.net
В Европе все помнят этого малыша. Его зовут «Fiat 500», а прозвище у него - «Topolino», что в переводе с итальянского означает «мышонок». А история его создания такова...
«Послушайте, Джакоза, сенатор Аньелли хочет выпускать микролитражку. Экономичную модель, которую можно будет продавать за 5000 лир. Готовы ли вы сконструировать для нее шасси и мотор?» - с такими словами главный конструктор фирмы «Fiat» по авиадвигателям Антонио Фессиа обратился в начале 1934 года к одному из своих инженеров, 28-летнему Данте Джакоза.
Уважаемый глава фирмы «Fiat» сеньор Аньелли считал, что в новом двухместном автомобиле за передним сиденьем должно оставаться достаточно места для двух детей или 50 килограммов багажа. При этом он изначально отвергал конструкцию с передними ведущими колесами, поскольку имел о ней самые неприятные воспоминания. Дело в том, что как-то раз сенатор был приглашен на испытания очередного экспериментального «Fiat». Это была переднеприводная машина конструкции инженера Оресте Лярдоне с трехцилиндровым звездообразным мотором воздушного охлаждения. Но, когда в ней поехал сам сеньор Аньелли, она... неожиданно загорелась. Глава «Fiat» приказал прекратить все работы, а новое проектирование доверил уже не КБ легковых автомобилей, а... «авиамоторщикам».
Данте Джакоза приступил к работе над моделью с кодовым названием «Zero-A» 1 июня 1934 года. Опытный образец был изготовлен невероятно быстро, и его первый выезд на испытания состоялся уже 7 октября того же года. И это при том, что у новой машины не было ни одного узла или детали, унифицированных с другими моделями «Fiat». Даже двигатель для нее пришлось создавать, что называется, «с чистого листа». Подготовка серийного производства автомобильчика тоже шла стремительными темпами, и первые экземпляры сошли с конвейера 15 июня 1936 года - ровно через два года (!) после того, как на ватман легли первые линии.
Джакоза выбрал для машины классическую компоновку, хотя, как следует из его мемуаров, уже четко представлял себе преимущества переднеприводной схемы. Двигатель он вынес далеко вперед, за пределы колесной базы, и закрепил его на раме консольно, подобно авиамотору на раме фюзеляжа. А поскольку радиатор превратил бы капот в подобие поросячьего «пятачка», хитроумный Джакоза разместил его позади двигателя. В стремлении максимально упростить конструкцию ее создатель отказался от водяного насоса: вода циркулировала в системе охлаждения по принципу термосифона - благодаря разности температур. Не было у машины и бензонасоса - топливо поступало к карбюратору самотеком, потому что бензобак емкостью 22 литра разместился высоко под капотом. И еще: чтобы сделать четырехцилиндровый двигатель предельно коротким, Джакоза задал ему крошечный диаметр цилиндров - всего 52 мм, а коленчатый вал уложил... на двух опорах!
В общем, примитивизм был лейтмотивом всей конструкции «Zero-A». Машина получила раздвижные стекла в дверях, у багажника отсутствовала наружная крышка, «дворник» был всего один (перед водителем), а бамперы предполагалось устанавливать за дополнительную плату.
Known by its nickname,"Topolino", the small Fiat 500 was very popular in Italy after its completion in 1936. Considered technologically advanced for its time, this 500cc-class car provided ample seating even though it had a small body. It was highly praised for its originality. The Fiat surprisingly maintained the same four-wheel, hydraulic brake system and sophisticated mechanisms of larger models. However, its unique design set it apart from the other vehicles, which were just scaled-down versions of larger cars.
Quelle: Лев Шугуров, Музей Авторевю; TOYOTA AUTOMOBILE MUSEUM
|
|
|