Пять этапов жизни короля
В ноябре 1912 года 28-летний механик-самоучка из итальянского города Мандови Джованни Бертоне (Giovanni Bertone) открыл в Турине небольшую экипажную мастерскую, в которой включая его самого работало всего три человека. Пройдет время, и это имя получит мировую известность и станет синонимом безупречного итальянского вкуса.
В год начала Первой мировой войны у Джованни Бертоне родился второй сын — Джузеппе, которого, впрочем, чаще называли Нуччо. К этому привыкнут, и новое имя будет служить ему всю жизнь. Мало кто теперь помнит, что на туринском диалекте его фамилия тоже звучала уменьшительно-ласкательно — Бертунотт (Bertunott). Но так его называли лишь свои, прочие, как и положено, — Бертоне, и все — «за глаза» — Король, подразумевая, что этот человек символизирует собой вершину мирового автомобильного дизайна.
Но вернемся к истокам. Семейное дело — Carrozzeria Bertone di G.Bertone & C. — развивалось неспешно. Все изменилось в 1921 г., когда Бертоне-старший построил свой первый кузов на шасси автомобиля фирмы SPA. Новый вид транспорта настолько его покорил, что он решил впредь заниматься исключительно автомобилями, да и маленького Нуччо никакими силами невозможно было вытащить из-за руля. Видя такое рвение, отец начал подключать сына к ведению дел мастерской, а когда юноше исполнилось 19 лет, он уже официально включился в семейный бизнес. Через два года Нуччо завершил образование, и, хотя в его кармане лежал лишь диплом бухгалтера, ему чертовски хотелось создавать красивые автомобили. К этому времени мастерская Бертоне приобрела некоторую известность, преимущественно благодаря добротности и качеству кузовов, построенных на шасси Lancia и Fiat. Что же касается стиля, то он еще не стал столь характерным и выразительным, и, например, модель Arditta очень напоминала Ford 1934 г. Волна заказов заставила расширить производство, и Нуччо бойко управлялся со 150 сотрудниками, в том числе с такими мэтрами дизайна, как Марио Рeвелли (Mario Revelli) или Луиджи Рапи (Luigi Rapi), которых в 30-е годы фирма Bertone привлекала к своим работам. Все это укрепляло в отце уверенность, что из сына получится отличный директор или, как сказали бы сегодня, «дизайн-менеджер». Так потом и сложится, и Бертоне-старший начнет постепенно отходить от дел, чувствуя, что век итальянских каретников заканчивается и будущее принадлежит промышленному производству, в котором молодое поколение ориентируется лучше.
Сразу после войны фирма Bertone открывает завод в Грульяско под Турином, где в 1954 г. был осуществлен первый коммерческий проект по созданию и выпуску автомобиля Alfa Romeo Giulietta Sprint. 36000 произведенных машин дали деньги, на которые можно было и помечтать, участвуя с концептуальными моделями в салонах и шоу. С этого времени и начнется современный отсчет истории феномена, имя которому Bertone, и с этого времени это имя будет неразрывно связано с дизайнерами, работавшими на фирме. Их за всю историю Дома высокой автомобильной моды было немало, но лишь пять из них знаменуют самые значительные этапы восхождения ателье к славе.
1. ФРАНКО СКАЛЬОНЕ (FRANCO SCAGLIONE). 1952-1960
С самого начала Нуччо задумывался над своим творческим кредо, но смог выразить его лишь в середине 50-х, в знаменитой серии концептов с улучшенной аэродинамикой B.A.T. (Berlinetta Aerodinamica Tecnica). Материализацию своего замысла он смело доверил мало известному в то время инженеру Франко Скальоне, которому в виде испытания сначала поручил проектирование концепта Аbarth Coupe для Туринского салона 1952 г. Рисунок этих автомобилей во многом положил начало европейскому аэростилю, когда атрибутика реактивных самолетов питала вдохновение большинства стилистов. Позже Скальоне проявится как удивительно тонкий художник и отличный дизайнер, который, казалось, знал одному ему ведомую тайну возможностей стального листа, ибо то, что он творил из него в те годы, поражало всех. С этого времени кузова от Bertone узнавались сразу, так как отличались от других классической гармонией пропорций и необычайным изяществом динамичных линий. Всем этим фирма, безусловно, была обязана исключительно ярчайшей индивидуальности Франко Скальоне, который проработал с Нуччо восемь лет и создал более 40 моделей. Правда, большинство из них так и не смогли освободиться от романтической образности серии B.A.T., но зато избавили фирму Bertone от имиджа ремесленной мастерской, превратив ее в ателье высокого автомобильного дизайна.
2. ДЖОРДЖЕТТО ДЖУДЖАРО (GIORGETT0 GIUGIARO). 1960-1965
Следующий этап в истории Bertone начался с приходом Джорджетто Джуджаро, который возглавлял дизайн фирмы на протяжении пяти лет. В то время ему было 22 года, но он уже успел поработать на Fiat и обрести подобающую этой профессии смелость. Многим стиль созданных им автомобилей казался формальным, но благодаря этому и выработался тот лаконизм и ясность рисунка, которые будут отличать продукцию Bertone второй половины 60-х годов. Именно в это время, занимаясь концептами, Джуджаро будет тяготеть к дизайну массовых автомобилей, которыми он и займется впоследствии, создав свою студию ITALDESIGN и начав работать с такими гигантами, как Fiat и Volkswagen. А пока Джуджаро с удовольствием проектировал для Bertone Alfa Romeo 2000 Sprint, концепты Piranha, Canguro и знаменитый Testudo на платформе Chevrolet Corvair, который Нуччо лично перегнал из Турина в Женеву на Салон 1963 г. Именно форма и пластика Testudo станет своеобразной квинтэссенцией стиля второй половины 60-х. Правда, была еще и прекрасная Miura, которая стояла как бы особняком и которую называли самым сексуальным автомобилем всех времен...
LAMBORGHINI MIURA — КТО АВТОР?
Вот как писал в 1996 г. английский журнал Classic&Sport Car: «Полученная недавно информация позволит прекратить распри вокруг авторства Lamborghini Miura. В настоящее время три имени называются в связи с этим автомобилем: Бертоне, Джуджаро и Гандини. Хотя блестящая буковка «b» на боку Miura — эмблема Bertone, Нуччо имеет к ней такое же отношение, как Серджио Пининфарина — к Ferrari Daytona. Бертоне, без сомнения, повлиял на работу, но созидательный дух исходил исключительно от его стилистов. В ноябре 1965 г., за 5 месяцев до появления Miura, Джуджаро, тогда уже весьма знаменитый, ушел на фирму Ghia, а его сменил 27-летний Гандини, и во всех без исключения монографиях авторство создания Miura приписывается именно ему. Однако Джуджаро утверждает, что дизайн знаменитого автомобиля базировался на принадлежащих ему рисунках. Только Лука Чиферри, руководитель PR службы фирмы ITALDESIGN, видел их. По его словам, это были формы без сомнения канонического теперь автомобиля. Трехчетвертные рисунки и профили с подписью Джуджаро и датами — октябрь-ноябрь 1964 г. А вот как рассказывает об этом сам Джуджаро: «Когда я покинул Bertone, у меня не было возможности проследить за всем, и оригиналы рисунков остались на фирме. Гандини взял мои рисунки и закончил машину, которая на 70% моя. Даже сам Бертоне не знал всего этого. Когда я сменил Скальоне, то часто работал по выходным дома, и поэтому часть эскизов сохранилась и у меня. Мне надо было сразу предъявить их, но я боялся обидеть маэстро Бертоне. Так я потерял право на формальное авторство этого автомобиля».
3. МАРЧЕЛЛО ГАНДИНИ (MARCELLO GANDINI). 1965-1979
Их познакомили с Нуччо Бертоне в 1960 г., но лишь через пять лет маэстро пригласил его на должность главного дизайнера. «Это было прекрасное время, — вспоминал Гандини. — Работать по 22 часа в сутки, вносить как минимум два принципиальных изменения в день и получать самую маленькую зарплату». Сам же Бертоне часто говорил, что неопытным стилистом, у которого, действительно, до прихода к Бертоне опыта в дизайне не было, поначалу нужно было руководить... В это время рождаются и неудачная Alfa Romeo Montreal, но и автомобиль, который принес Гандини мировую славу — Lamborghini Miura. А ведь на эту разработку заказчик отпустил всего четыре месяца! Скорее всего, именно предельно сжатый срок и заставил Гандини обратиться к оставленным Джуджаро эскизам. Впрочем, кто знает? Главное, нужно было спешить, ибо машина выражала новую идеологию GT, а конкуренты — Ferrari и Maserati — ждать не собирались. Хотя Miura отличалась непривычной для суперкара плавностью линий, она покорила всех. Затем наступил звездный час Гандини, и выразительные, но очень резкие по стилю и клиновидные по форме концепты начали выкатываться из ворот ателье в Грульяско как с конвейера. Поражало то, что практически каждый из них становился в дальнейшем прототипом серийного автомобиля. Так, концепт Autobianci A112 Runabout спустя три года был воплощен в дизайне Fiat X1/9, а Carabo определил пластическую тему легендарного Countach. К слову, Countach и Stratos были самыми любимыми творениями Гандини, и если спустя многие годы в остальных работах он всегда находил то, что можно было исправить, эти два автомобиля он считал совершенными.
4. МАРК ДЕШАМП (MARC DESCHAMPS). 1979-1992
В 1971 г.Бертоне обзаводится новым центром стиля в живописном предгорье Каприе. Отдаленность от Турина не была случайной. Большой противник различных социальных волнений, великий стратег Нуччо таким образом старался уберечь от них своих стилистов. В 1979 г., в связи с уходом на «вольные хлеба» Марчелло Гандини, Бертоне приглашает на должность главного дизайнера француза Марка Дешампа, работавшего до этого на Renault. Истинный фанатик аэродинамики, Дешамп становится последней ключевой фигурой в списке тех, кто создавал фундамент прижизненной славы Нуччо Бертоне. Его работы всегда выделялись мягкостью крупных и очень структурных объемов. Лучшими в то время становятся концепты Athon — спайдера на агрегатах Lamborghini Urraco 1981 г. и Zabrus — купе-универсала на платформе Citroen BX. Обе машины поражали тем, что на первый взгляд их форма состояла исключительно из плоскостей и прямых линий, но это была мастерски выполненная иллюзия. На самом деле композиция строилась тончайшими нюансами плоскостей и напряженных криволинейных поверхностей, горизонталей и лекальных кривых. Когда с найденным Дешампом пластическим ключом, как с формальным набором модных средств, пытались работать другие дизайнеры, становилось очевидным, что дело не в приемах, а в самом мастере — его таланте и мастерстве. У этих подражателей на первый взгляд все было так же, но рисунок навевал скуку, а пластика выглядела невыразительной и безжизненной.
5. ЛУЧИАНО Д`АМБРОЗИО (LUCIANO D`AMBROZIO). 1992-1999
В последние годы жизни Нуччо Бертоне решает качественно модернизировать дело. Он создает и начинает реализовывать программу Design Machinе, включающую в себя полный цикл разработки стиля и технологии автомобиля. Системность программы естественным образом несколько приглушила творческие эмоции и сделала почерк фирмы более прагматичным и строгим. Первым результатом стал функциональный концепт Pickster. Система сработала четко и безотказно, концепция автомобиля была создана и воплощена в образец за 141 день (!). А вот каковы итоги работы команды из Грульяско за тот год: 31 масштабная модель, 22 полноразмерных макета, 13 макетов интерьера, 9 прототипов, один заказ от частного клиента. Все это стало возможным благодаря усилиям 1500 конструкторов, технологов и стилистов. За это же время 1200 производственников изготовили 70000 Opel Astra и Fiat Punto с кузовами кабриолет. Именно на фоне этого подъема в 1992 г. главным стилистом фирмы становится Лучиано Д`Амброзио. Он стал успешно работать с солидными и весомыми большеразмерными формами. Наиболее ярко творческий почерк нового главного дизайнера проявился в концептах Lancia Kayak 1996 г. и Alfa Romeo Bella 1999 г. Всех концептов, созданных по программе Design Machinе, Нуччо Бертоне уже не увидел — он умер в 1997 г. Узнав об этом, многие были убеждены, что это конец фирмы и конец главного Дома мировой автомобильной моды. Пока этого, к счастью, не случилось. Сегодня у фирмы новый главный дизайнер — Джулиано Биасио (Giuliano Biasio), а станет ли его фигура этапом в истории фирмы Bertone — покажет время.
Quelle: Н.Розанов
Журнал «АВТОМОБИЛИ», 5-2003