Концепции и конфессии
Если какая-нибудь автомобильная компания сподобится выпустить пару-тройку концептов за год-полтора, ее тут же записывают в креативные лидеры. Публика и пресса захлебываются от восторга: какая плодовитость творчества! какой мощный взлет концептуальной мысли! какой разгул фантазии!
Восторг, в принципе, правильный. Концепт - это ведь не просто так взяли и сляпали что-то не пойми для чего, отнюдь нет. Это плод творческих усилий компании, показатель мыслительной активности ее сотрудников, прицел на будущее, проверка идей, угадывание тенденций, прощупывание рынка... С учетом чего и один концепт в год - уже немало.
А вот в какой бы такой креативный список нам занести фирму, которая выдает на-гора в среднем (держитесь за стул)... 45 концептов в год? И делает это уже десять лет. Давайте умножим в столбик - всего 450 получается.
Чудеса, скажете вы - и не ошибетесь. Фирма эта индийская, а Индия - страна чудес. В ней все может быть. Там и на тлеющих углях сидят в позе лотоса, и змей дудочкой гипнотизируют, и тантрическим сексом нон-стоп круглые сутки занимаются. И потерявшиеся дети там воспитываются в волчьих стаях (см. «Маугли»). И разлученные родственники опознают друг друга через много лет по одинаковым родинкам на шее или на попе (см. бесчисленные индийские фильмы про близнецов с песнями и плясками). А что касается плодовитости креатива... Если индийский кинематограф реально способен снимать по тысяче полнометражных фильмов в год - то почему бы дизайнерскому бюро не выдавать по полсотни концептуальных автомобилей? Вот оно и выдает. Это ж Индия, страна чудес...
Есть там у них кудесник по имени Дилип Чабриа. Когда-то он, амбициозный бомбейский юноша, отправился покорять мир и, в частности, открывать Америку. Открыл. Окончил учебное заведение Art Center, что в элитном пригороде Лос-Анджелеса Пасадене, потом долго трудился в детройтском дизайн-центре General Motors. Набирался опыта. Как водится, ворчал, что корпоративные тиски не дают ему, творцу, развернуться как следует. Мечтал о собственной дизайн-студии, о «свечном заводике», о брэнде имени себя. И копил на это дело деньги. Наконец вернулся в родной Бомбей и в 1993 году основал производственно-дизайнерскую компанию Dilip Chhabria Design; сокращенно - DC Design. И развернулся так, что никому мало не показалось.
Накопленных долларов, переведенных в рупии, хватило на начальную раскрутку. Индия - страна в целом бедная, там и затраты на «все дела» небольшие, и зарплаты крохотные. Судите сами: разработка и изготовление концепта в Индии обходится вдвое дешевле, чем на Западе. А что касается зарплат сотрудников, то (по неофициальным данным) квалифицированный автомобильный дизайнер в Индии охотно работает за сотню долларов в неделю...
Но понятно, что экономии на затратах и зарплатах недостаточно. Для того, чтобы полноценно обеспечивать финансами мечту всей своей жизни, Чабриа организовал производство автобусов - ход простой и гениальный, если учесть многолюдность индийских городов и весей. Сто автобусов в год - и вот вам деньги на концептуальную Мечту...
Сейчас бизнес Дилипа Чабриа процветает. Индия - страна не только бедная, но и богатая. Процент богатеев небольшой, но в абсолютном исчислении (при миллиардном-то населении!) их, наверное, побольше, чем в Европе, будет. Спрос на автомобильный эксклюзив - сумасшедший. Концепты от Чабриа разлетаются по гаражам «новых индийцев», как горячие пирожки. Три сотни дизайнеров и модельщиков бюро DC Design (нехилый штат креативщиков, правда?) пашут в поте лица и едва справляются с заказами.
На рубеже веков и тысячелетий Чабриа решил, что хватит уже вариться во внутрииндийском котле, и вышел в большой мир - начал выставлять свои концепты на крупнейших международных автосалонах. На первых порах их мало кто замечал в салонной пестроте, да и стенд DC Design поначалу задвигали в непрестижные закутки. Но «скромный» период прошел очень быстро. Например, в Женеве-2002, как отметил в свое время корреспондент «Мотора», экспозиция индийского маэстро располагалась в цокольном этаже, возле гардероба и туалетов. А уже через год, в Женеве-2003, он обосновался в элитной зоне производителей самых породистых, самых эксклюзивных мелкосерийных суперкаров. И в Женеве-2004 - тоже. Мимо уже не пройдешь. И не проходят. Правда, неискушенную публику вводит в заблуждение аббревиатура DC - и, надо сказать, очень интересно наблюдать за тем, как меняются лица людей по мере постижения истины. «Это что - концепты от DaimlerChrysler? Нет? А откуда же? Из Индии?! Вау, неужели такое возможно?!» Квадратные от изумления глаза, отвисшие челюсти, охи-ахи...
Да, на эти индийские чудеса стоит посмотреть. Поэтому в данной статье мы не грузим вас техническими подробностями = здесь это лишнее. Дизайнерский талант Чабриа вы можете сами оценить по фото (обратите внимание на то, что среди концептуальных моделей Чабриа есть даже трактор). А что до техники, то она тут в основном серийная (правда, сильно переделанная), никаких чудес. Поставщиками начинки для концептов служат индийские Ashok Leyland, Bajaj Auto, Maruti, Tata, а также чужестранные Mercedes, BMW, Aston Martin, Ford, Toyota, Mitsubishi...
Дилип Чабриа - человек глубоко религиозный. Но вот что интересно. Будучи правоверным индуистом, он, тем не менее, исповедует величайшую толерантность как к любому вероисповеданию, так и к отсутствию оного. Что зачастую выражается в названиях его моделей. Есть у него в гамме «хаммеро-образный» внедорожный монстр Juggernaut, названный так по имени одного из воплощений бога Вишну. Есть автомобиль Arya - «истинный ариец». Есть Gaia - в честь древнегреческой Геи, богини Земли. И есть Infidel - это слово в переводе с английского означает «атеист», «неверующий», «язычник», «неверный». В общем, полная свобода выбора концепции и конфессии.
Любой успех, естественно, вызывает зависть. Злые языки давно судачат, перемывают косточки толерантному маэстро. Дескать, многое из того, что он называет полноценными концептами - это всего лишь тюнинг известных серийных моделей. В некоторых случаях - всего лишь тюнинг салона или внешней обвески. А даже если модель и полностью своя, пусть самобытная, пусть уникальная, но - что это за концепты такие, если их делают на потребу богатым коллекционерам, а вовсе не науки и искусства ради...
Дилип Чабриа толерантен и к критике, и к критиканам. Ему все равно, что где судачат, он спокойно делает свое дело и скромненько так считает себя ведущим автомобильным дизайнером всей Азии. Как там говорят на Востоке: собаки лают, а караван идет...
Quelle: Сергей Сорокин
Журнал "МОТОР" 6-2004