| |
Deutsch

Kategorien: Meilensteine | Шедевры Автомобилестроения

Автомобильный дизайн очень демократичен. По крайней мере таковым всегда был его результат — форма и стиль автомобиля. В этом вопросе во все времена тысячи людей считали и считают себя знатоками: от тех, кто относится к автомобилю как к удобному ботинку и ездит на машине даже в соседнюю булочную, до тех, кто за руль никогда не садился, но всегда был готов полистать свежий автожурнал у камина... Благородный порыв выбрать десятку самых значимых для мирового дизайна автомобилей, с одной стороны, может показаться абсурдным и безнадежным, с другой — выглядит очень привлекательно. Все автомобили рано или поздно уходят в историю, но самые выдающиеся превращаются в ее вехи, обозначающие этапы развития формы, моды и стиля. Во время подготовки этого материала таких этапных автомобилей я насчитал свыше двухсот пятидесяти! Именно столько машин привлекли к себе внимание исключительно своими внешними данными: одни покоряли формой, которую можно было сопоставить со скульптурой, другие — отточенными линиями рисунка, третьи — гармонией пропорций, сравнимых разве что с «золотым сечением» в классической архитектуре. Благодаря этим свойствам каждый из них сразу выделялся из потока своих современников, которые от такого соседства начинали смотреться уныло и безлико. Эти автоэталоны, несмотря на время (а некоторым из них сто лет!) явно или косвенно продолжают жить и сейчас, одни в формах и линиях современных автомобилей и даже концептов, другие просто в памяти... Отдавая себе отчет, что наш отбор может показаться субъективным, мы решили сначала выделить всех номинантов, а уж потом из них выбрать лидера. В результате сформировалась десятка автомобилей, чей дизайн может быть признан своеобразным знаком или символом десятилетия, выдающимся образцом, который вошел в историю, а, значит, и повлиял на стиль и форму настоящего и будущего. Итак, автодесятка двадцатого века или десять автомобилей, которые потрясли и изменили мир.

1900-1910

Renault Coupe 1899, Oldsmobile Curved Dasch 1901, Mercedes-Simplex 1902, Rolls-Royce Silver Ghost 1907, Ford T 1907

Ford T 1907 США

К концу первого десятилетия века автомобиль начал превращаться в более или менее надежное средство транспорта. Промышленные дизайнеры, правда, этого объекта продолжали сторониться, и внешний вид ранних автомобилей, если кого-либо и заботил, то исключительно их изобретателей и мастеров-каретников. И хотя облик Ford T, вне всякого сомнения, являлся плодом их труда, он же стал и первым автомобилем, произведенным на конвейере, то есть промышленно и массово. Постепенно эта специфика нашла свое отражение и в его внешности. Форма кузовных панелей становилась все проще, пропадала декоративная отделка. Аскетизм образа дополнялся обязательным черным цветом, в который одно время модель Т только и окрашивалась... И тем не менее ажурный силуэт этого автомобиля стал символом наступающего века промышленности, и примерно до середины 20-х годов схожий облик имело большинство массовых автомобилей того времени. Но были и исключения. Так, в начале века, сравнительно большим тиражом выпускалась элегантная «вуатюретка» Oldsmobile Curved Dash, дизайн которой продолжал развивать уходящую ремесленную линию экипажного производства прошлого. Хотя в Европе автомобиль еще не производился столь же массово, как в Америке, мнения относительно дальнейшего развития формы были схожи. Например, за пять лет до премьеры Т, фирма Mercedes уже выпускала модель 40/45PS, компоновка которой во многом предвосхищала будущие формы индустриальных автомобилей. Также в Старом Свете первыми изготовили жесткий закрытый кузов для автомобиля, который и был установлен ровно сто лет назад на шасси Renault, что и послужило основой, на которой начала развиваться архитектура автомобильного кузова как таковая.

1910-1920

Bugatti Type 13 Breschia 1910, Mercer Type 35 Raceabout 1911, Panhard-Levassor Skif 1911, Rolls-Royce Silver Ghost 1913, Fiat Tipo Zero 1912, Alfa Romeo Castana 1913, Vauxhall Prince Henry 1913, Dodge Bros Badd 1918, Citroen A 1919

Rolls-Royce Silver Ghost (Лондон—Эдинбург) 1913 Великобритания

Если выстроить в один ряд все автомобили, выпущенные до Первой мировой войны, среди них сразу выделится низкое «торпедо» с зачехленным вторым рядом сидений и сверкающим алюминиевым капотом. Этот кузов был спроектирован специально для пробега фирмы Rolls-Royce по маршруту Лондон—Эдинбург—Лондон. Однако, несмотря на такое в общем-то частное событие, практически все второе десятилетие века прошло под влиянием дизайна этого автомобиля. Впервые в мировой практике в рисунке кузова безраздельно доминировала горизонталь, а плоскость боковины без перепадов и скачков соединяла капот и кузов. Это была маленькая революция, ибо до этого композиция автомобиля состояла из разрозненных объемов, а в рисунке преобладали вертикали. Например, чрезвычайно эффектный образ спортивного американского автомобиля Mercer Type 35 Raceabout формировался множеством отдельно стоящих на раме деталей: радиатором, капотом, парой ковшеобразных сидений и лежащей на боку бочки для бензина, а также другими «разномастными» штучками, включая абсолютно бесполезный монокль круглого ветрового стекла. Все это нравилось или, точнее, забавляло. Образ же Rolls-Royce был совершенно иным.

После войны начинается резкая индустриализация автомобильного производства, и в Европе появляется своя версия утилитарной машины — незатейливый Citroen A. В Америке инженер Эдвард Бадд создает конструкцию первого в мире цельностального кузова для фирмы Dodge. Эпоха романтики в автомобильном дизайне закончилась, и форма начинает следовать за функцией.

1920-1930

Austin Seven 1922, Lancia Lambda 1923, Rumpler 10/30 Tropfenwagen 1923, Hanomag Kommissbrot 1925, Bugatti Type 35 1926, La Salle Roadster 1927, Bentley 4 1/2L 1927, Mercedes-Benz SSKL 1927, Ford A 1928, Cord L 29, Duesenberg J 1929

Ford A 1928 США

Некоторые исследователи отводят этому автомобилю роль преемника модели Т. Другие, наоборот, представляют его форму результатом конфликта старого и нового. Так или иначе, но с точки зрения дизайна модель А прежде всего очень хорошо нарисованный и гармоничный автомобиль. Его рисунок во многом приписывают сыну Генри Форда — Эдселу. Но это не совсем точно, хотя доподлинно известно, что именно он в 1928 г. набросал эскиз облицовки радиатора и панели приборов для этой модели. Однако самое главное отличие Ford A от остальных автомобилей состояло в том, что он был соразмерен с человеком; удивительно правильно была выбрана масштабность и основного объема, и каждой детали. Автомобиль был не мал и не велик, — не то, что подобный «Титанику» великолепный Duesenberg J или рафинированный La Salle, который стал первым в мире профессиональным опытом автомобильного стайлинга.

Модель А навсегда останется последним удачно спроектированным автомобилем со сложной композицией, ибо затем, в 30-е годы, в мировом дизайне начнет развиваться долгий процесс интеграции кузовных объемов в единое целое. Во многом это станет заслугой европейской школы, которая начала 20-е годы с активных изысканий в области прикладной аэродинамики и новых компоновочных и технологических решений. Тут блистали Эдвард Румплер, создавший невиданный по архитектуре обтекаемый автомобиль Tropfenwagen, и Винченцо Ланча, который разработал конструкцию стального несущего кузова, позволявшего обходиться без рамы.

1930-1940

Bentley Speed Six (Garney Natting) 1930, Bugatti Typ 32 Tank 1932, Bugatti 55 1932, Pierce-Arrow 1933, Mercedes 500 1934, Peugeot 401Eclipse 1934, Chrysler Airflow 1934, Auburn 851 Speedster 1934, Panhard Dinamic 1936, Jaguar SS100 1936, BMW 328 1936, Fiat 500 Topolino 1936, Cord 810 1936, Tatra 77 1937, Volksvagen 1937, Bugatti 57 SC Atlantic 1937, Lancia Aprilia 1937, Citroen Traction Avant 1937, Talbo Lago SS 1937, Ford Lincoln Zephir 1937, Cadillac 60 Special 1938, Grahams Sharknose 1938, Buick Y-Job 1938, Delage D8 1938, Lincoln Continental 1939

Volkswagen 1937 Германия

Официальной датой рождения этого автомобиля принято считать 1946 год, когда было развернуто серийное производство. Однако работы по созданию его конструкции и формы начались еще в тридцатых. В 1937 г. Фердинанд Порше объединил все эскизы в проект прототипа, который и сделал машину тем самым легендарным «Жуком», покорившем послевоенный мир. 54 года этот автомобиль находится на конвейере! 54 года, несмотря ни на что, его образ вызывал и вызывает интерес. Кузов «Жука» — «фастбек-купе», как и у большинства автомобилей эпохи stream-line был двухобъемным, с динамично падающей линией крыши. Однако мощная формообразующая силуэт дуга и выступающие крылья деликатно сдерживали излишнюю экспрессию горизонтальных линий и придавали автомобилю на редкость своеобразную и деловитую внешность. Кроме того, благодаря форме потребитель не мог обмануться относительно скоростных возможностей Volkswagen, который честно выглядел на свои девяносто километров в час и в этом смысле был идеален с точки зрения аэродинамики. В сравнении с ним внешность таких его современников, как, например, американский Chrysler Airflow, бесспорно была более эффектна, но чем-то напоминала венецианские карнавальные маски, прикрывавшие гротескной оболочкой истинный лик своего хозяина. Но это многим нравилось, и пресловутый американский стайлинг становился все более популярным.

1940-1950

Chrysler Thanderbolt 1940, Cadillac 60 Special 1941, Willys MB Jeep1942, Победа М20 1946, Renault 4CV 1946, Saab 92 1947, Packard Clipper 1948, Cisitalia 202 Pininfarina 1946, Peugeot 203 1948, Porsche 356 1948, Cadillac Sixty-One 1948, Land Rover 1948, Hudson Commodore 1948, Tucker 1948, Kaiser Special Traveller Hatchback 1949, Jaguar XK120 1949, Citroen 2CV 1949

Cisitalia 202 1946 Италия

Пожалуй, во всей истории мирового дизайна не отыщется другого такого автомобиля, оказавшего на его прогресс столь сильного, и, главное, всеохватывающего влияния. Форма и пластика Cisitalia стала своеобразной квинтэссенцией усилий многих специалистов Нового и Старого Света: американского конструктора Эдмунда Бадда и стилиста Боба Грегори, готовивших кузов схожей формы для послевоенных автомобилей Ford, а также итальянцев Данте Джакоза и Джованни Савонуцци, Марио Ривелли и Баттисты Фарины («Пинина»), занимавшихся аэродинамическими кузовами для Fiat в конце 30-х. Дух понтонного кузова витал в умах автомобильных дизайнеров давно, и казалось, что с середины 40-х все находились в ожидании: кто первым применит новую архитектуру в серийном производстве. Неожиданно для многих первым стал... отечественный Горьковский автомобильный завод, где по проекту дизайнера Геннадия Самойлова и конструктора Юрия Сорочкина в середине войны был разработан автомобиль «Победа». В 1946 г. началось его серийное производство.

Спокойные и чистые поверхности Cisitalia продолжительное время служили своеобразным эталоном. Найденный в Италии пластический ключ и напрямую и косвенно тиражировался во всем мире в великом множестве автомобилей. Его отголоски были долго различимы и угадывались и в стиле американского Corvette первой серии, и даже в поверхностях английского Mini.

1950-1960

Studebaker Comander 1950, Le Sabre 1951, Lancia Aurelia B20 1951, НАМИ 013 1952б Сhevrolet Corvette 1953, Cadillac 62 1953, Metropolitan 1954, BAT 7 Bertone 1954, Alfa Romeo Giulietta 1955, Chevrolet Bel Air Nomad 1955, Citroen DS 19 1955, Mercedes 190 SL 1955, ИМЗ-НАМИ-Ф50 Белка 1956, BMW Isetta 1956, Renault Dauphine 1956, Buick Centurion 1956, Lincoln Continental Mark II 1956, Ford Thunderbird 1956, Chrysler Dart 1957, Chevrolet Bel Air 1957, BMW 507 1957, Messerschmitt TG 500 1957, Fiat 500 1957, Tatra 603 1957, Lotus Seven 1957, Lincoln Continental Mark III 1958, Austin F40 1958, Ferrari 250 Testa Rossa 1958, Morris Mini 1959, Ferrari 250 GT SWB 1959, Chevrolet Impala 1959, Lincoln Continental Mark IV 1959, Cadillac Ciclone 1959, Cadillac Eldorado 1959, Firebird III 1959, Chevrolet Impala 1959

Citroen DS19 1955 Франция

Ни форме, ни рисунку этого автомобиля не найти прямых аналогов в прошлом, а впоследствии не было и прямых заимствований. DS был и остался в гордом одиночестве, как и положено истинному шедевру. Его форма удивительно проста и одновременно величественна, отчего образ автомобиля напоминает классического интеллигента. По одному из определений, интеллигенту надлежит иметь в своем багаже три университетских образования: свое, отца и деда... Можно считать, что в родословной DS все сложилось весьма схоже, ибо автор автомобиля — дизайнер Фламинио Бертони был многосторонне образованным человеком и занимался скульптурой, знал астрономию, естественные науки и архитектуру, а также, приступая к работе над DS, уже имел в своем ситроеновском портфолио два шедевра автомобильного дизайна: блистательный Traction Avant и утилитарный 2CV. «Богиня» стала его вершиной. Переднеприводная компоновка, разработанная Андре Лефебром, диктовала необычно смещенный вперед и очень динамичный силуэт автомобиля, кузов которого мог быть только двухобъемным. Бертони добавил к этому ровные и свободные от орнамента и ребер жесткости боковины, динамично падающий вниз капот, под которым зияла щель, заменявшая привычную декоративную решетку радиатора, огромное по площади остекление и практически иллюзорные стойки крыши, превращавшие конструкцию седана в кабриолет. Машина дебютировала на Парижском салоне 1955 г., и в сравнении с ней дизайн других автомобилей казался просто реликтом.

1960-1970

Lincoln Continental 1961, Chevrolet Corvair 1961, Jaguar E 1961, AC Cobra 1962,Ferrari 250 GTO 1962, Renault 8, Chrysler Turbo 1963, Studebaker Avanti 1963, Buick Riviera 1963, Chevrolet Corvette Sting Ray 1963, Testudo 1963, Panhard 24 1964, Porcshe 911 1964, Ford GT 40 1964, Buick Riviera 1964, Renault 16 1965, Cadillac Calais 1965, Ford Mustang 1965, AMC Marlin 1965, Pontiac Catalina 1965, Lamborghini Miura 1966, Oldsmobile Tornado 1966, NSU Ro 80 1967, Cadillac Eldorado 1967, Peugeot 504 1968, Carabo 1968, Pontiac Fairbird 1969, Alpin A110 1969, Ferrari GTB/4 1969, Fiat 127 1969, Mercedes C111 1969

Renault 16 1965 Франция

В 1966 г. Renault 16 был удостоен титула «Лучший автомобиль года». Его форма стала своеобразной визитной карточкой всех переднеприводных европейских автомобилей 60-х. Она же спровоцировала пересмотр устоев классического легкового автомобиля, привнеся в его образ детали коммерческой деловитости и универсальности. Кроме того, впервые кузов типа «хэтчбек» предстал в столь гармоничном и изящном виде. Он не маскировался под обычный седан, как это пробовали делать в 50-е годы дизайнеры американской фирмы Kayser, и не выглядел универсалом с купированным хвостом на манер английских автомобилей Austin. Это была гармоничная форма, симпатично демонстрировавшая всем, что комбинированный грузо-пассажирский кузов вовсе не обязательно должен быть унылым, как молочный фургон. Эта была сенсация. Во многом залог успеха дизайна R 16 сегодня видится в его динамике, которая проступала всюду: и в пропорциях, и в стремительно нарисованном силуэте, и в форме V-образной облицовки радиатора, и в «летящем» росчерке орнамента на заднем крыле. Так же динамично выглядели два мощных продольных ребра с хромированной окантовкой, образованные фланцем сварного соединения крыши и боковин. Вслед за Renault, кузова хэтчбек включают в свою гамму большинство крупнейших производителей Европы. А вскоре этот тип кузова вытеснит седан из арсенала компактов, а с середины 70-х начнет применяться на средних и больших автомобилях.

1970-1980

AMC Gremlin 1970, Dodge Charger R/T 1970, Citroen GS 1970, Citroen SM 1970, Honda N600 1970, Range-Rover 1970, Stratos Tipo 0 1970, Maserati Bora 1971, Alfa Romeo Alfasud 1971, Lamborghini Countach 1971, Chrysler Imperial 1972, Lincoln Continental Mark IV 1972, Pontiac Trans Am 1972, Lotus Esprit 1972, Fiat X1/9 1972, Renault 5 1972, Lancia Stratos 1973, Volkswagen Golf I 1974, Ferrari 512 BB 1976, Rover 3500 1976, Ford Thunderbird 1977, Citroen CX 1974, Porcshe 928 1977, BMW M1 1977, Lancia Megagamma ID 1978, Cadillac Eldorado 1979, AMC Pacer 1979, Lancia Delta 1979

Citroen CX 1974 Франция

В 1975 г. Citroen CX был удостоен титула «Лучший автомобиль года». К форме этого автомобиля дизайнеры Citroen подходили долго и, в результате, стали первыми в ряду массовых производителей середины 70-х, кто опирался чисто на аэродинамические постулаты и методику создания новых форм по «базовым телам» — моделям, геометрические параметры которых были оптимизированы в аэродинамических трубах. В 1967 г. стилисты Pininfarina разработали аэродинамический этюд на переднеприводной платформе английского автомобиля BLMC. По каким-то причинам концепт остался невостребованным, однако его пластический ключ оперативно «подобрали» и использовали в разработке своей перспективы французы, которые сначала построили на его основе модель CX, затем GS, и, наконец, XM, продемонстрировав всем, как можно разнообразно работать с оптимизированной аэродинамикой формой. Среднеевропейский коэффициент аэродинамического сопротивления в то время был равен 0,46; Citroen снизил его до 0,39. В стремлении противостоять общепринятой моде СХ явно напоминал свою знаменитую предшественницу DS. В то время как многие восхищались жестким и плоскостным стилем Golf от Джуджаро, боковина CX поражала своей мягкостью и плавностью. Ностальгические чувства вызывал характерный силуэт с большим передним свесом и прикрытыми задними колесами. Тонкое обращение к историческим корням делало честь дизайнерам Сitroen и выгодно отличало его от театральной внешности американского Continental Mark IV, капот которого с 1972 г. начал украшаться фальшивой облицовкой в стиле ретро.

1980-1990

Fiat Panda 1980, Cadillac Seville 1980, Isuzu Piazza 1981, Capsula ID 1982, Audi 100 1982, Ford Probe III 1982, Ford Thunderbird 1983, Fiat Uno 1983, Citroen BX 1983, Chevrolet Corvette 1984, Dodge Caravan T115 1984, Pontiac Fiero 1984, Jeep Cherokee 1984, Ferrari Mithos 1984, Saab 9000 1984, Renault Espace 1984, Lincoln Mark VII 1985, Porcshe 944 1986, Ford Taurus 1986, Audi 80 1987, Pontiac Firebird 1988, Ford Probe 1988, Ferrari F40 1988, Aztec ID 1988, Fiat Tipo 1988, Alfa Romeo 164 1988, Honda Civic 1988, Dodge Viper R/T 10 1989, Pontiac Trans Sport 1989

Renault Espace 1984 Франция

Появление первого европейского однообъемного универсала стало этапным событием для мирового дизайна 80-х. Правда, в этом же 1984 г. аналогичный кузов создают дизайнеры Chrysler, но его архитектура особой оригинальностью не отличалась, и автомобиль представлял собой скорее уменьшенный по размерам автобус с небольшим выступом полукапота. Первые наброски новой архитектуры универсального кузова были сделаны в 1979 г. Антуаном Воланисом — дизайнером фирмы Matra. Выполненный по его эскизам концепт Р16, и послужил основой, на которой стилисты Renault через пять лет разработали Espace с комбинированным каркасно-панельным кузовом, часть деталей которого была выполнена из полимерных материалов. Рисунок этого автомобиля был настолько динамичным, что мыслей о том, что перед вами развозной фургон, возникнуть попросту не могло. Большой наклон лобового стекла, закрашенные черной матовой краской стойки дверей (как у купе), передний спойлер и широкий, опоясывающий кузов пластмассовый бампер были привычными атрибутами обычных легковых автомобилей того времени, на грузопассажирском же кузове типа «универсал» все это применялось впервые. Только через пять лет ответный ход был сделан стилистами Нового Света, разработавшими футуристичный Pontiac Trans Sport. Но это уже было потом, и американский вэн по большому счету представлял собой классический пример стайлинга на тему Espace, который, несмотря ни на что, навсегда останется первым в ряду нового класса автомобилей.

1990-2000

Lamborghini Diablo 1990, BMW 850i 1990, Opel Calibra 1990, Seat Proto TL ID 1990, Citroen XM 1990, Bugatti ID 90 1990, Dodge Stelth R/T 1990, Lincoln Town Car 1990, Chevrolet Capris 1991, Toyota Previa 1991, Chrysler 300 8.0-V10 1991, Bugatti EB 110 1992, Columbus ID 1992, Renault Tvingo 1992, Lincoln Mark VIII 1993, Fiat Punto 1993, McLaren F1 1993, Isuzu VehiCROSS 1993, Chrysler Neon 1994, Chrysler Cirus 1994, Buick Riviera 1994, Aston Martin DB7 1994, Toyota Rav-4 1994, Lagonda Vignale 1994, Alfa Romeo Spider 1994, Alfa Romeo 145 1994, Audi A8 1994, Oldsmobile Aurora 1995, BMW Z3 1995, Chrysler Voyadger III 1995, Dodge Interpide 1996, Formula 4 ID 1996, Mercedes-Benz A 1996, Renault Scenic 1996, Lancia Ypsilon1997, Alfa Romeo Scighera ID 1997, Alfa Romeo 156 1997, Audi A6 1997, Lend Rover Freelander 1997, Mercedes-Benz ML 1997, Smart 1997, Chrysler 300M 1998, Chrysler LHX 1998, Audi TT 1998, Peugeot 206 1998, Ford Ka 1998, Volvo S80 1998, Renault Vel Satis 1998, Structura ID 1998, Peugeot Nautilus 1998, Volkswagen New Beetle 1998, Ford Focus 1998, Fiat Multipla 1998, Chrysler Citadel 1999, Cadillac Evoq 1999, Mercedes Vision SLR 1999, Toyota Yaris 1999, Bugatti EB 218 ID 1999, Bugatti 18/3 Chiron ID 1999, Honda HR-V 1999, Honda S2000 1999, Bella Bertone 1999, Seat Formula 1999, Bentley Hunaudieres 1999

Audi A6 1997 Германия

В 1993 г. дизайнеры фирмы Audi под руководством Питера Шрайера приступили к работе по созданию нового автомобиля А6, стиль которого должен был определить стилевую политику огромного концерна на пороге ХХI века. У автомобиля было хорошее наследство в виде четырех поколений предшествующих серий, включая знаменитый «хит» европейского аэродизайна 80-х — Audi 100. И в этом смысле новый А6 заранее был обречен стать классическим примером стайлинга, когда меняется в основном форма и рисунок «одежды». Тем более, при кузове седан — классика из классиков среди всех типов кузовов. Предвидя трудности в нахождении образа и пластического ключа, Шрайер дал полную свободу своим стилистам, которым предстояло найти эффектный рисунок на основе оптимизированного аэродинамическими исследованиями объеме кузова.

Год в год с Audi аналогичная работа началась и на европейском филиале Ford, где была разработана оригинальная стилистика new edge, напоминавшая забавные узоры из цветных стеклышек калейдоскопа, который складывался то в модель Ка, то в концепт для Mercury. Дизайн обоих автомобилей в одинаковой степени может претендовать на роль законодателя моды 90-х: Audi как реконструктор и продолжатель идеологии классического функционализма в автомобильном дизайне и Ford как развивший его художественное переосмысление.
Quelle: Н. Розанов
Журнал "Автомобили" 01-2000
Ford T 1907 США
Rolls-Royce Silver Ghost (Лондон—Эдинбург) 1913 Великобритания
Ford A 1928 США
Volkswagen 1937 Германия
Cisitalia 202 1946 Италия
Citroen DS19 1955 Франция
Renault 16 1965 Франция
Citroen CX 1974 Франция
Renault Espace 1984 Франция
Audi A6 1997 Германия