Чао, Гиа! (окончание)
В основе ритуала итальянского общения лежит универсальное восклицание «ciao!» («чао!»). Этим словом встречают и им же провожают, вкладывая в этот возглас всю гамму чувств — от беспредельной радости при долгожданной встрече друзей до вселенской тоски, что сопровождает расставание навсегда...
Прототип Gilda имел влияние не только на автомобильную моду и стиль, но и на людей и их судьбы. Например, увидев этот концепт на салоне, тогда еще студент Туринского политехнического университета и будущий шеф дизайна Mercedes Бруно Сакко (Bruno Sacco) дал себе слово стать автомобильным дизайнером. Хотя он и проработал на Ghia лишь чуть больше года, Сакко получил там первые и, быть может, самые важные уроки профессионального мастерства, а Gilda повлияла на появление лаконичных хвостовых килей, которыми Сакко украсил кузов своего первого S-класса в 1959 году. Так в конце 50-х годов, ненавязчиво и без шумихи, Ghia становится центром мировой автомобильной моды. Глубокая личная дружба итальянца Луиджи Сегре и американца Вирджила Экснера дала жизнь действительно мировому стилю, определившему и облик VW Karmann Ghia, и своеобразие почерка Chrysler, которое сохраняется до сих пор во многом благодаря заряду, полученному в то время.
После смерти Сегре главным дизайнером Ghia стал Савонуцци, а конструкторскую часть возглавил Луиджи Коджиола (Luigi Coggiola), который впоследствии открыл собственное дело. В это время и появляется удивительная Selena, созданная Томом Тьярдой (Tom Tjaarda) — американским архитектором, живущим в Турине, и Серджио Сарторелли (Sergio Sartorelli). Selena была смелым концептом заднемоторного автомобиля вагонной компоновки. В это же время подобные исследования проводились и в СССР группой под руководством Ю.А. Долматовского (см. «Автомобили», Ь 3/99, Ь 5/2000). НАМИ 013 и Такси-ВНИИТЭ были настолько близки по своей философии и компоновке к итальянскому концепту, что наши и итальянские дизайнеры познакомились, а макет Selena нам... подарили. Однако вскоре Тьярда уходит на Pininfarina и возвращается на Ghia лишь в 1968 г., чтобы создать агрессивный и хищный суперкар Pantera и эскизы кузова хэтчбек для новой Fiesta, вариант которой выбирал сам Ли Якокка (Lee Iacocca). В 1960 г. на Ghia появляется Филиппо Сапино (Filippo Sapino), с именем которого и будет связан весь «фордовский» период этой фирмы и ее последние дни.
Однако вновь стоит вернуться назад — в тот год, когда не стало Сегре. Потеря руководителя такого уровня часто означает и смерть самого предприятия. И в 1962 г. Ghia была очень близка к такому финалу. Но Сегре заменил Джакомо Моро (Giacomo Moro), а владельцем Ghia стал сын бывшего... доминиканского диктатора Трухильо — Рафаэль (Raphael Trujillo). Тут Ghia вновь повезло. Ведь Моро был глубоко убежден, что основное занятие фирмы — именно дизайн. А времена не были легкими. Дизайн окончательно стал составляющей промышленного производства, а роль кустарного ремесла все ощутимее сходила на нет. И Моро делает очень верный шаг. В 1965 г. он нанимает молодого, но уже известного мастера — Джорджетто Джуджаро (Giorgetto Giugiaro) — дизайнера новой формации. Несмотря на свои 33 года, Джуджаро имел шестилетний стаж работы у Bertone и успел уже сделать такие автомобили, как Chevrolet Testudo, Alfa Romeo Canguro и Iso Rivolta 340... И Джуджаро действительно очень много сделал для стиля Ghia. Появилась элегантная рациональность и простота чистых форм серийной продукции. А начал он с создания «торпед» — Maserati Ghibli, Mangusta и Pampero для De Tomaso, после которых о нем узнал весь мир. Вообще за недолгих три года работы на фирме Джуджаро разработал более 25 (!) проектов, среди которых и симпатичный Fiat Vanessa, и новый Checker для нью-йоркского такси, и два прототипа для японского Isuzu. А еще однообъемники Roots и Rowan, снегоход Sno и даже детский педальный автомобильчик...
Но вернемся к истории. Через год после прихода Джуджаро фирму Ghia покупает Алехандро Де Томасо, а в 1968 г. Джуджаро открывает свое дело и его сменяет Тьярда, в работах которого, выполненных для Lancia, выкристаллизовывалась граненость пластики и жесткость граней нового мирового стиля 70-х. В это же время растут и крепнут связи Ghia с американской фирмой Ford. Программы для этой компании становились все более и более ответственными, и в начале 73-го Ghia полностью переходит в подчинение американцев. Однако итальянцы не прекращают принимать и сторонние заказы. В те времена вместе с Филиппо Сапино на фирме работают Эрколь Спада (Ercole Spada), разработавший для Bertone Fiat X1/9, Паоло Мартин (Paolo Martin), который прославился своим Ferrari Modulo, и совсем еще юный Эмануэль Никозия (Emanuele Nicosia), выполнивший в 1980 г. концепт Pockar — первый в мире городской мини-MPV, в дверях которого были расположены багажники. В то время Ghia была «школой жизни», которую закончили и Майк Робинсон (Mike Robinson) — в будущем шеф дизайна концерна Fiat, и Ян Кэллум (Ian Callum) — нынешний глава дизайна Jaguar, а также Клаудио Мессале (Claudio Messale), сегодня возглавляющий одно из подразделений Ford.
Работая на Ford, Ghia всегда оставалась мировым законодателем моды, чьи новые идеи и формы тут же подхватывались в разных странах. Посмотрите хотя бы на Ford Fiesta Barchetta работы Сапино 1984 г. Разве в его форме не читается стилистика New Edge, которую через десять лет Ford начнет триумфально использовать во всей гамме своих моделей? А форма концепта Zag, предвосхитившая распространение мини-MPV? А концепт Focus, который в 1992 г. расставил все точки над «i» идеологии биодизайна? И это все Ghia! Задолго до тиражирования мирового бестселлера — ретро-стиля, именно Ghia первой заявила о надвигающемся буме ностальгии. Взгляните на Lagonda Vignale 1993 г.! Сейчас это экспонат гаража султана Брунея, но тогда это был образец, на который равнялись. В результате сегодня мы имеем и New Beetle, и Mini... Как видим, почти что 30-летняя зависимость от Ford никак не ограничивала творческий полет дизайнеров Ghia, которые успевали еще и строить прототипы по проектам других фирм — например, Lincoln Sentinel 1996 г. Последним стал концепт Street Ka. После появления этого автомобиля в 2000 г. в Турине было принято решение о его серийном выпуске на заводе Pininfarina. Но через несколько месяцев было объявлено о реструктуризации Ghia и уходе на пенсию ее главного дизайнера Филиппо Сапино. А летом 2002 года все работы в туринском офисе Ghia будут прекращены навсегда. Это значит — прощай, оракул автомобильной моды и стиля ХХ века... Ciao, Ghia!
Quelle: Никита Розанов
Журнал "Автомобили" 7-2002