1. Рациональные фантазии Джорджетто Джуджаро. (начало)
Kategorien:
Ateliers
| Italdesign Giugiaro
ITALDESIGN S.p.A., via A.Grandi, 11, Moncalieri (Torino), Italy.
Основана в 1968 году дизайнером Джорджетто Джуджаро и инженером Альдо Мантовани.
По меркам Италии автомобильное кузовное предприятие с тридцатилетним стажем — это чуть ли не фирма-новичок, только осваивающаяся на рынке. Но в случае с ITALDESIGN ситуация совершенно иная. Ведь с 1968 года ее командой было спроектировано около 60 прототипов легковых автомобилей и полсотни серийных моделей, четыре из которых удостоены титула «Лучший автомобиль года». Отделение же промышленного дизайна разработало свыше тридцати грузовых автомобилей, автобусов, тракторов и другой специальной техники, а независимая компания Giugiaro Design выполняла заказы фирм Nikon (фотоаппаратура) и Seiko (часы), а также производителей мебели и различной бытовой техники, и, кроме того, участвовала в создании коллекции очень стильной мужской одежды Джуджаро Уомо (Giugiaro Uomo)...
Имя Джорджетто Джуджаро зачастую стоит под всеми этими вещами, что называется «де-юре», поскольку именно он является основателем, владельцем и главным дизайнером всемирно известной фирмы ITALDESIGN. «Де-факто» основным его занятием было и остается создание легковых автомобилей, которых он уже спроектировал и построил свыше ста (!).
Джорджетто Джуджаро (Giorgetto Giugiaro) родился 7 августа 1938 года в маленьком городке Гарессио. Его отец и дед были художниками и расписывали местные церкви и виллы. Дабы не нарушать семейные традиции Джорджетто приезжает в Турин и на правах вольного слушателя поступает на курсы дизайна одежды и иллюстрации в Академии изящных искусств. Одновременно с этим он три года осваивает инженерное дело. Определяя впоследствии свое творческое кредо, Джуджаро подчеркивал, что профессией дизайнера никогда не сможет овладеть художник, лишь поверхностно знакомый с техникой и механикой. Дизайнер — это прежде всего инженер, имеющий способности к изобразительному искусству: живописи, графике, скульптуре. И действительно, работы великого маэстро сразу же узнаются именно по той рассудительной целесообразности, на которой зиждется и пластика, и рисунок созданных им автомобилей.
Но все это будет потом. А пока молодой Джуджаро, продолжая художественное образование в Академии, устраивает первую выставку своих рисунков и картин, на которую как-то заходит руководитель Центра стиля фирмы Fiat Данте Джакоза — автор легендарных Cisitalia и Topolino. И вскоре, причем достаточно неожиданно для него самого, Джуджаро получает приглашение на работу в Центр стиля в качестве ученика. И хотя тогда он не собирался становиться автомобильным дизайнером, юноше пришлось согласиться — необходимо было подзаработать денег на учебу в Академии. За два года работы молодого дизайнера приметили многие, и когда сам Нуччо Бертоне предложил ему сотрудничать, Джуджаро раздумывать не стал.
Всего за несколько месяцев им были созданы прототип для английского спортивного автомобиля Gordon Keeble (к салону в Женеве) и Ferrari 250 (для Турина). Кроме того, Джуджаро спроектировал для Bertone модель Alfa Romeo 2600 Sprint, которая была запущена в серийное производство. За шесть лет работы на фирме он разработал еще 8 прототипов и 10 серийных автомобилей, среди которых и симпатичная «игрушка» Fiat 850 Spider и японская Mazda 1500 Luce. Хотя в первых работах его творческий почерк проявлялся еще недостаточно ярко, общее впечатление от дизайна всегда оставалось самым благоприятным.
Однако, несмотря на столь успешное начало карьеры, Джуджаро внезапно покидает Bertone. Мастер даже не доводит до конца работу над будущим шедевром фирмы — Lamborghini Miura. Быть может, уход из Дома высокой моды был предопределен тягой Джуджаро к более функциональному дизайну, а может, он попросту не поделил место лидера с коллегой Гандини. Вторая причина, пожалуй, ближе к истине, ибо дизайнер уходит на фирму Ghia, которая в то время мало чем отличалась от ателье Bertone: те же концепты и прототипы, а изредка заказы от крупносерийного производителя. Там, как и прежде, Джуджаро создает крепкие и добротные по дизайну кузова для спортивных автомобилей, среди которых особенно выделяется De Tomaso Mangusta, чем-то напоминавший в основном рисунке и пластике оставленный у Bertone проект Miura.
Трудно сказать, как бы сложилась творческая жизнь Джуджаро дальше, если бы, работая на Fiat, он не познакомился бы с инженером Альдо Мантовани (Aldo Mantovani). Примечательно, что Мантовани пришел в автомобильный мир также достаточно случайно. Родом он был из Феррары, где его семья занималась производством сельскохозяйственной техники и кузовов для специальных транспортных средств. Молодой Альдо устроился на работу в авиационный отдел Fiat. Однако во время войны в здание попала бомба, и Мантовани перешел в другой отдел — автомобильный, которым руководил Данте Джакоза. Инженер участвовал в проектировании многих послевоенных легковых автомобилей, а также внес свой вклад в разработку таких известных моделей Fiat, как 500 Nuova, 1300 и 850.
И в 1968 г. вместе с Джуджаро и Лучиано Босио (Luciano Bosio), Мантовани создает фирму ITALDESIGN. Надо сказать, что рынок дизайнерских услуг Италии всегда был очень насыщенным. Множество мелких мастерских готовы были воплотить в металл любые пожелания частных клиентов, а средние предприятия могли изготовить небольшую серию. Высокую же автомобильную моду контролировали такие патриархи автомобильного дизайна, как Ghia, Bertone, Pininfarina. Но никто из них в то время не предоставлял, что называется, «полного пакета» необходимого для начала серийного производства нового автомобиля. Именно этим и решила заняться ITALDESIGN.
Первую работу фирма выполнила в том же 1968 году, причем в рекордные для безкомпьютерного проектирования сроки — 40 дней! Торопились к Туринскому салону, на котором любой итальянской кузовной фирме не выставиться просто невозможно, как невозможно опоздать или не прийти, например, на прием, который в вашу честь устраивает английская королева...
Bizzarrini Manta стала премьерой для Джуджаро и его собственной фирмы. Премьерой очень необычной, как, впрочем, все его последующие концептуальные разработки, которые всегда были направлены на разрушение сложившихся устоев и догм. Однообъемный (!) Grand Tourismo. Угол наклона переднего стекла — 15 (!) градусов. Правда, через такое стекло было плохо видно, но это не беда и на круто падающем капоте Джуджаро прорезал три дополнительные смотровые щели-амбразуры, немного увеличивающие угол переднего обзора. Его симпатии к индустриальным мотивам проявились и здесь: порог суперкара украсила широкая хромированная накладка, перфорированная круглыми отверстиями, наподобие тех, что облегчают вес несущих конструкций в авиации.
К началу 70-х ITALDESIGN получила уже достаточно широкую известность. Одновременно увеличивается и количество заказов, в том числе от Mitsubishi, Toyota и Suzuki. Фирме пришлось срочно расширяться. Новой «штаб-квартирой» стал маленький городок Манкальери близ Турина. 42 000м2 территории и 750 сотрудников позволили существенно увеличить объемы работ. Уже в 1974 г. Джуджаро создает 5 прототипов и 4 серийные модели, среди которых выделялась работа для Volkswagen — динамичный Sirocco и будущий мировой бестселлер Golf.
Эти автомобили по праву можно считать предвестниками нового стиля, характерными признаками которого стали рационализм изобразительных приемов, технологичность формы и утилитарность компоновки. Прямая линия, чуть напряженная плоскость и острый — «колючий» — угол начинают доминировать в пластической палитре знаменитого дизайнера. Понятно, что «собирать» из такого «набора» аэродинамически совершенные формы было трудно, но надо сказать, что в то время Джуджаро к ним и не стремился. Его целью было создать автомобиль удобный в эксплуатации. Так, большинство его машин того периода имели значительную высоту, что делало их силуэт острохарактерным и запоминающимся. В 1976 г., участвуя в международном конкурсе на проект такси для Нью-Йорка, Джуджаро проектирует автомобиль, ставший своеобразной вершиной этого стиля. Откровенно коробкообразная форма была расчленена на две половинки: нижнее основание, выполняющее роль опоясывающего бампера и верхнюю ажурно остекленную надстройку. Пластические характеристики этого автомобиля стали своеобразным манифестом маэстро, главные «тезисы» которого будут угадываться в его работах очень долго. Укажем, хотя бы, на концепт Lancia Megagamma (1978 г.) или на серийный Fiat Panda (1980 г.).
В 1978 г. в концепте М8 Джуджаро, наконец, обращает внимание на аэродинамику и напоминает всем, что и ему вовсе не чужды мягкие линии и перетекающие друг в друга поверхности. В серийных формах мягкость пластики утвердится позже и впервые заявит о себе в работе для Isuzu — хэтчбеке Рiazza.
Однако через год истинный характер Джуджаро проявится вновь. В 1982 г. он создаст концепт Capsula, своеобразную пластическую провокацию, ставящую под сомнение традиционные устои классического автомобиля, прежде всего его компоновку и форму. По большому счету, Capsula развивала все те же утилитарные идеи дизайнера, что были заложены в архитектуре такси Alfa Romeo и Fiat Panda. Capsula представляла собой универсальный автомобиль с двухобъемным кузовом, причем универсальность достигалась не внутренней трансформацией, а... компоновкой. Компоновка, использованная Джуджаро для легкового автомобиля, напоминала автобусную. То же развитое несущее основание, включавшее в себя двигатель, трансмиссию и багажник, верхняя плоскость которого представляла собой пол пассажирского салона. Это было удобно, поскольку на такую платформу-основание легко устанавливался практически любой тип кузова. Найденная в Capsula пластическая тема присутствовала в работах ITALDESIGN практически всю вторую половину 80-х — от прототипа однообъемного вэна Together, до серийных Renault 19 и Lexus GS300.
Спустя шесть лет после появления проекта Capsula Джуджаро осуществляет еще ряд «провокаций» классических устоев компоновки, формы и пластики легкового автомобиля. В 86-м он разрабатывает концепт Machimoto, где в открытом кузове располагались 8 пассажиров, по-мотоциклетному сидящих верхом на двух продольных и узких сиденьях, а спустя два года создает футуристическое семейство концептов Aztec, Aspid и Asgard.
Именно в это время стиль Джуджаро претерпевает существенные изменения, и маэстро начинает более пластично формировать кузов, интегрируя его детали в мощный и динамичный по силуэту объем. А появившийся в 1990 г. прототип Seat Proto просто представил нам иного дизайнера, который по-другому смотрит на мир. Во многом причиной столь кардинальных перемен стал его сын Фабрицио (Fabrizio), которого Джуджаро с начала 90-х начинает все более активно вводить в дело, поручив ему одно из главных направлений своей работы — концепты и перспективные исследования дизайна.
Quelle: Н. Розанов
Журнал "АВТОМОБИЛИ", 11-1999