Руссо-Балт тип С (1914): Легкий бронеавтомобиль

Теги: Блог, .ru, 1910s, military
«Руссо-Балт» тип С (1914): Копия, 2009 г.
«Руссо-Балт» тип С (1914): Копия, 2009 г.
«Руссо-Балт» тип С (1914): Копия, 2009 г.
«Руссо-Балт» тип С (1914): Копия, 2009 г.
Бронеавтомобиль «Руссо-Балт» тип С, 1914
Бронеавтомобиль «Руссо-Балт» тип С, 1914
Бронеавтомобиль «Руссо-Балт» тип С, 1914
Бронеавтомобиль «Руссо-Балт» тип С, 1914
Бронеавтомобиль «Руссо-Балт» после боя, 1915 г.
Бронеавтомобиль «Руссо-Балт» после боя, 1915 г.
Бронеавтомобиль «Руссо-Балт» тип С №7 1-й автопулемётной роты, повреждённый в бою под Добржанково 12 февраля 1915 года. На этой машине был убит штабс капитан П. В. Гурдов.
Бронеавтомобиль «Руссо-Балт» тип С №7 1-й автопулемётной роты, повреждённый в бою под Добржанково 12 февраля 1915 года. На этой машине был убит штабс капитан П. В. Гурдов.
«Руссо-Балт» тип С (образца 1915 г.): По дороге на фронт.
«Руссо-Балт» тип С (образца 1915 г.): По дороге на фронт.
Торжественный смотр 1-й автомобильной пулемётной роты перед отправкой на фронт, Петроград, Семёновский плац, 19 октября 1914 года.
Торжественный смотр 1-й автомобильной пулемётной роты перед отправкой на фронт, Петроград, Семёновский плац, 19 октября 1914 года.
Легковой автомобиль «Руссо-Балт» С24/40 серии XIII-бис, шасси которого использовалось при постройке бронеавтомобилей «Руссо-Балт тип С»
Легковой автомобиль «Руссо-Балт» С24/40 серии XIII-бис, шасси которого использовалось при постройке бронеавтомобилей «Руссо-Балт тип С»
Иллюстрации: www.aviarmor.net; www.museum-tank.ru
Рейтинг:  1    -0    +1
Заслуживший положительные отзывы, но не получивший дальнейшего развития проект бронеавтомобиля Накашидзе, всё же оказал заметное влияние на моторизацию русской армии. В августе 1914 г. военный министр Российской Империи генерал-адъютант Сухомлинов, на основании требований Великого Князя Николая Николаевича, издал приказ о создании “бронированной пулеметной автомобильной батареи” и постройке двадцать бронемашин. Работа была поручена лейб-гвардии Егерского полка полковнику Добржанскому и штабс-капитану Некрасову, под руководством которых был спроектирован первый российский серийный бронеавтомобиль.

Для постройки броневика было выбрано наиболее массовое и надежное на тот момент шасси легкового автомобиля Руссо-Балт С24\40 серии XIII-бис. Для этой цели выделили восемь шасси: № 530, 532, 533, 534, 535, 538, 539 и 542.

Проект, бесспорного, самого оригинального корпуса времен Первой Мировой войны, изготавливаемого из хромоникилевой брони особой закалки, разработал инженер-механик Грауэр, руководствуясь указаниями Добржанского. Лобовые и бортовые листы располагались под рациональными углами наклона, что несколько усложняло сборку, но повышало их пулестойкость. Бронелисты крепились к стальному каркасу из прокатных уголков при помощи болтов и заклёпок. Толщина переднего и заднего вертикального бронелиста составляла 5 мм, бортового – 3,5 мм, крыши – 3 мм. Такая схема бронирования позволяла защитить экипаж от поражения пулями винтовочного калибра на дистанции до 200 метров. Посадку в бронеавтомобиль экипаж осуществлял через одностворчатые двери в боковых нижних бронелистах. Экипаж машины состоял и пяти человек: офицера (командира), водителя и трёх пулеметчиков. Вооружение включало три 7,62-мм пулемета “максим” образца 1910 г., установленных по бортам корпуса и в лобовом листе с левой стороны. Для их монтажа полковником Главного Артиллерийского Управления А.Соколовым было разработано два типа станков и скользящие щиты. Полный боекомплект был довольно внушительным – 9000 патронов. Масса броневика в снаряженном состоянии не превышала 2960 кг. Первые семь шасси переоборудовали в период с 24 августа по 1 октября 1914 г., и уже 9 октября “Руссо-Балты” и ещё два других бронеавтомобиля были отправлены на Северо-Западный фронт. Здесь они поступили в распоряжение бронеавтомобильной роты, формирование которой завершили 16 октября. Общий объём выпуска оказался небольшим – всего 15 машин.

Существовал также вариант бронеавтомбиля “Руссо-Балт” с открытым кузовом, где на тумбовых установках монтировалось два 7,62-мм и имел третий переносной, а также небольшой серией была выпущена 76,2-мм зенитная самоходная установка.

Мнение военных о новом виде техники было самым положительным и 1-й автопулеметная рота, в составе 8 бронемашин, находилась на фронте практически всю войну, не считая трёх месяцев, когда броневики были отправлены в тыл для ремонта. Первый бой отряд принял в ноябре 1914 г. под Лодзью, доказав высокую эффективность нового вида техники. Несколько офицеров отряда, были удостоены высоких боевых наград. Одним из первых был его командир штабс-капитана Гудров, удостоенный Святого Георгия IV-степени за бой у деревни Пабьянице.

С 1915 года авто-пулеметная рота комплектовалась не только бронеавтомобиляи “Руссо-Балт” – кроме них в 4-м взводе имелось на вооружении два пушечных “Маннесман-Мулага”, которые осуществляли непосредственную поддержку артиллерийским огнем. В 1916 г. этот взвод пополнили одним “штурмовым” бронеавтомобилем типа “Путилов-Гарфорд”.

Большую часть времени броневики провели на европейской территории Российской Империи, в Белоруссии и Польше, однако в том же 1916 г. бронеавтомобили “Руссо-Балт” были отправлены на Кавказский фронт, где успешно сражались против турецких войск. После революции судьба этих машин остается практически неизвестной. Несколько броневиков попало в руки “красных” и эксплуатировалось до конца Гражданской войны. Одна из машин (№539) дважды переходила из рук в руки. Летом 1919 г. этот бронеавтомобиль, принадлежавший 21-му автобронеотряду (АБО), был оставлен экипажем в бою у балки Шклянская и был захвачен белогвардейцами. Впрочем, спустя всего три месяца, этот же “Руссо-Балт” вновь перешел в руки РККА, когда его отбил у “белых” 32-й АБО 1-й конной армии. К концу войну бронеавтомобилей “Руссо-Балт” осталось совсем немного. По состоянию на 1921 г. в составе 41-го АБО числилась одна машина и ещё две находились в ведении Ликвидационной Комиссии. В скором времени их окончательно вывели из состава РККА и разбронировали.
По материалам: www.aviarmor.net
Обсудить автомобиль
Автор
E-mail
Комментарий